Во втором полугодии 2007 года в России будет создана новая госкорпорация под громким названием «Банк внешнеэкономической деятельности и развития Российской Федерации». Такое решение вчера было принято на очередном заседании кабинета министров. И все бы ничего, но вот парадокс — вся эта вновь создаваемая на базе Внешэкономбанка СССР организация будет заниматься банковской деятельностью, но банком быть совсем не хочет. Ведь тогда придется подчиняться правилам, установленным Центробанком России. Но идейному создателю этого гиганта — главе Минэкономразвития Герману Грефу, судя по всему, лишний контроль совсем не нужен.
Вопрос создания Банка развития витал в воздухе над Белым домом давно. Но Герману Грефу все никак не удавалось получить все необходимые согласования в профильных ведомствах. И вот свершилось. Вчера на заседании кабинета министров вопрос о порождении нового детища Грефа наконец-то был поднят.
— Мы должны понимать, что мы делаем попытку создать новый, эксклюзивный инструмент, позволяющий нам решать вопросы сегодняшнего дня, — сообщил всем присутствующим, открывая заседание, премьер-министр Михаил Фрадков.
— Нам надо дать ответы на эти вопросы, не пряча голову в одно место, — добавил он.
Греф свою голову никуда прятать не собирался — ему пришлось на трибуну выйти. Правда, о создании своего детища он говорил
Банк не будет преследовать цели получения прибыли. Он не сможет выдавать кредиты физическим лицам. Именно поэтому министр уверен, что Банк развития не начнет конкурировать с частными банками и финансовыми организациями. Другой вопрос, что юридическим лицам кредиты этот банк выдавать будет. Но только под специальные проекты — среднесрочные и долгосрочные на срок более 5 и 10 лет.
Но самая главная особенность Банка развития в том, что он, в отличие от других банков, не будет подчиняться Центробанку. Его сможет контролировать только правительство. Центробанк не сможет его даже проверять.
Руководить Банком развития, по задумке главы МЭРТа, будет специальный наблюдательный совет, члены которого будут назначаться правительством, а глава банка — президентом страны.
— Я хотел бы задать полуриторический вопрос, — обратился к Грефу первый вице-премьер Дмитрий Медведев. — Он по поводу статуса этого уважаемого учреждения — банка, который не является банком. Зачем вам вводить всех в заблуждение? Не проще ли было назвать его институтом или фондом? В чем смысл использования самой категории «банк "?
— Он просто не является банком в традиционном понимании этого слова, — пустился в сложные объяснения министр. — Помимо традиционных банковских функций его функции несколько более широки.
— Это скорее психологический вопрос? — уточнил Медведев.
— Скорее — да, —
— Здесь Дмитрий Анатольевич задал очень важный вопрос, — неожиданно подключился к дискуссии Фрадков. — И он далеко не психологического толка, Герман Оскарович! Есть опасность, что этот институт станет рядовым банком, большим, солидным, но ничем не отличающимся от тех, кто работает по лицензии. Этот вопрос нельзя подвешивать в воздухе, это серьезный вопрос, а то банкиры, которые там будут работать, будут думать, что они неподконтрольны со стороны Центрального банка.
Но этот тезис остался без внимания. Зато глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов поинтересовался, как собирается Банк развития платить налоги. Например — на прибыль. Греф тут совсем растерялся.
— Мы не создавали еще налоговых преференций, — постарался скрыть он, что этот вопрос
Но ему на помощь пришел премьер:
— На прибыль не надо, — неожиданно резко сказал он. — Нет-нет-нет.
И, подумав, выдал вдруг целую тираду:
— Я уже несколько месяцев жду, когда мы родим уже в конце концов этот институт. И он не превратится в сто первый коммерческий банк. А то будет баба-яга там внутри. Непонятно к кому передом, к кому… И не придется голову прятать… Туда же захотят все пойти работать. Те, кто сейчас министерскими делами занимается. И воровать там не надо, — выдал Фрадков.
Слова его произвели большое впечатление на присутствующих, все сразу шумно загалдели, но тут высказаться захотел бывший генпрокурор России, а ныне просто министр юстиции Владимир Устинов. Все сразу притихли. А Устинов предложил не торопиться с созданием Банка развития, так как необходимо соблюдение юридических норм.
— У меня здесь на трех убористых листах несогласие с тем законопроектом, который есть, — сообщил он. — Я предлагаю не ставить телегу впереди лошади, а сначала изменить законодательство, а потом уже входить с этим законом, потому что параллельно решать эти вопросы невозможно.
Но Фрадков уже не хотел ничего обсуждать. Детище Грефа одобрили. А премьер напоследок даже предложил, чтобы председателем наблюдательного совета Банка развития стал глава правительства. «Тогда снимем все вопросы», — заявил он.
Евгения НИКОЛАЕВА