Росстат, сравнив в конце прошлой недели, как рос в III квартале 2010 года ВВП в странах, входящих в группу БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), пришел к выводу, что по этому показателю мы с нашими 2,7% к тому же периоду прошлого года уступаем втрое. Само по себе отставание РФ в общем-то не новость. Плохо то, что оно увеличивается, и, по прогнозам экспертов, к лучшему для нас ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем.
Сравнение производилось на основе данных национальных статистических ведомств, Евростата, МВФ и ОЭСР. Государственное статуправление КНР оценило рост экономики страны в третьем квартале в 9,6%. В Индии этот показатель равен 8,8%, в Бразилии — 8,7%. Россия с 2,7% на этом фоне выглядит весьма скромно. Впрочем, в компании стран G8 мы смотримся уже на так безнадежно. Здесь максимальный результат показала Япония (4,1%), второе место — за Германией (3,9%), замыкают тройку США (3,1%). Великобритания с темпом роста 2,8% опередила Россию совсем чуть-чуть, а Франция (1,8%) и Италия (1%) от нас существенно отстали.
Если брать более узкий показатель роста промпроизводства за девять месяцев 2010 года, то здесь по обеим группам стран первое место уверенно заняла Япония (19,4%), второе — Бразилия (13,6%), третье — Германия (9,4%). Россия же оказалась на четвертой позиции (8,9%). Зато вместе с Индией (9,8%) РФ оказалась «чемпионом» по инфляции — 7%.
«Темпы роста экономики в РФ обусловлены притоком капитала и ростом цен на нефть, — рассказал «НИ» Валерий Миронов, главный экономист фонда экономических исследований Центра развития. — До кризиса экономика России быстро росла, привлекалось много инвестиций, но кризис этот поток прервал. И без «энергетической подпитки» — роста цен на сырье, на нефть — сохранить темпы увеличения ВВП оказалось невозможно. Мы не можем здесь соперничать со странами БРИК, так как не обладаем такими же условиями производства. Они экспортируют массу несырьевой продукции, там показатель иностранных инвестиций больше. К тому же у них много дешевой рабочей силы, что увеличивает объемы производства».
По словам эксперта, не следует радоваться и значительному увеличению промпроизводства. Здесь высокие темпы роста связаны с не менее высокими темпами падения промышленности ранее. Такого не наблюдалось в большинстве других стран. «Мы же резко «отжали» снизившиеся показатели — практически достигли докризисного уровня. Но не известно, что будет дальше: будут ли так же расти промышленность и инвестиции. Здесь все зависит от денег и от поведения предприятий: от уверенности в завтрашнем дне, в правительстве», — пояснил
Примерно так же трактует причину растущего отставания России от других стран БРИК и Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества. «Основная проблема в нашей сырьевой ориентации, — сообщил он «НИ». — Экономический рост происходит за счет крупных корпораций и сырьевых компаний. Страны БРИК государственную помощь направляют на поддержку внутреннего рынка, увеличивая спрос. В России же деньги получают крупные корпорации, а не потребители. Это, как показала практика, неэффективно. В рамках своих экономических моделей Китай и Бразилия поддержали частных лиц, что увеличило продажи на местах. У нас же с увеличением потребления растет импорт. Деньги уходят из страны, и мы не видим результата». Прогноз ученого на будущее также неутешителен. По его словам, рост ВВП в России будет в ближайшие три года колебаться от 2,5 до 3,5% в год.
Юлия КАЛИНИНА