Министр экономического развития и торговли Герман Греф против того, чтобы наблюдательный совет Банка развития по закону возглавлял председатель правительства. Министр серьезно разошелся с аппаратом Белого дома во взглядах на финансовую политику, полномочия и сделки ключевого инвестиционного института государства. Разногласия чиновников уже сорвали установленный президентом срок создания Банка развития.
Больше двух лет чиновники спорили, каким быть Банку развития.
Банк развития с уставным капиталом 70 млрд руб. учреждается в форме госкорпорации, осуществляющей операции без лицензии ЦБ. Основой уставного капитала станет имущество Внешэкономбанка (ВЭБ), а также акции Российского банка развития и Росэксимбанка. Банк развития будет привлекать кредиты и финансировать инфраструктуру страны, инновационные проекты, поддерживать экспорт, малый и средний бизнес.
Однако договориться обо всем на заседании правительства не удалось.
В протокольном решении премьер Михаил Фрадков предложил расширить полномочия Банка развития за счет управления средствами инвестфонда, особых экономических зон, федеральных целевых и адресных инвестиционных программ, проводить сделки на рынке ценных бумаг и страховать экспортные контракты. На исполнение Фрадков дал две недели.
Но из правительства документ до сих пор не вышел. Минэкономразвития не согласно с дополнениями аппарата правительства, рассказал федеральный чиновник. В замечаниях к законопроекту Греф пишет, что участие Банка развития в реализации государственных инвестпрограмм потребует «серьезного углубления в технологию бюджетного процесса и не позволит Банку развития в должной мере выполнять основные функции по привлечению долгосрочных инвестиционных ресурсов в приоритетные сферы экономики». Министр не считает нужным, чтобы Банк развития занимался проектами инвестфонда и ОЭЗ, а делать его профучастником рынка ценных бумаг нецелесообразно.
Чиновник Белого дома называет возражения Грефа откатом от его собственных взглядов на роль Банка развития как ключевого инструмента государства в инвестиционной политике.
Именно Греф предлагал Банк развития в качестве финансового сопровождения проектов инвестфонда, озадачен руководитель банковского комитета Совета Федерации Сергей Васильев: эти проекты не слишком рентабельны и потому будут осуществляться на условиях частно-государственного партнерства, и лучше, чем Банк развития, тут вряд ли придумаешь. Но если Банк развития «зароется» в десятках ФЦП и тысячах объектов госкапвложений, он потеряет мобильность и кредитоспособность, предрекает Васильев: «Сильное погружение в бюджетные проекты нежелательно, если ты нацелен на привлечение западных кредитов».
Мы договорились с правительством, что, пока ВЭБ обслуживает пенсионные накопления и проводит долговые операции, у Банка развития будет лицензия ФСФР для операций на рынке ценных бумаг, говорит руководитель службы Олег Вьюгин.
Греф разошелся с Белым домом и во взглядах на роль наблюдательного совета Банка развития. В протокольном решении Фрадков поручил внести в законопроект норму, что председателем наблюдательного совета банка является глава правительства. Греф полагает целесообразным назначать его решением правительства — для большей гибкости законодательного регулирования.
Аппарат правительства зафиксировал в законопроекте, что наблюдательный совет одобряет сделки Банка развития суммой 10% и выше от балансовой стоимости активов, а Минэкономразвития счел более целесообразным 5% — для должного контроля за менеджментом.
За каждым чихом надо будет бежать к чиновникам, досадует источник, знакомый с позицией руководства ВЭБа: полномочия менеджмента Банка развития окажутся слабее, чем в ВТБ и Сбербанке, где наблюдательный совет одобряет сделки, если они составляют 20% и 10% балансовой стоимости.
Затяжка грозит правительству неприятностями. Кремлевский чиновник говорит, что в декабре в письме Путину вице-премьер Александр Жуков заверил, что законопроект о Банке развития попадет в Думу не позднее января.
Чиновник Белого дома надеется, что развязка наступит в ближайшее время — на согласительном совещании у Фрадкова. «Но ВЭБ уже может начинать расчистку баланса и активов, работать с кредиторкой, ведь принципиально правительство дало отмашку на создание Банка развития», — подчеркивает он.
Александр БЕККЕР