«Загрязненные, изношенные, надорванные; имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов; утратившие углы, края» банкноты Банка России, а также монеты, имеющие «мелкие механические повреждения, но полностью сохранившие изображение на аверсе и реверсе», являются платежеспособными. Такое определение содержится в новом нормативном акте ЦБ — указании № 1778-У.
Переделка стала подделкой
Новый документ содержит ряд изменений, в большинстве своем устраняющих чисто технические проколы предыдущих документов. Так, из нового нормативного акта исчезло понятие «переделки денежного знака». В прежнем нормативном акте ЦБ переделкой считалась «наклейка, надрисовка, надпечатка текста или цифр, изменяющих номинал банкноты таким образом, что внешний вид внесенных изменений сходен с видом соответствующих реквизитов подлинной банкноты и такая переделанная банкнота может быть принята в обращении за подлинную, а также изменение года образца на вышедшей из обращения банкноте». Такие банкноты приравнивались к поддельным. Неудивительно, что специалисты считают правильным удаление лишнего термина, который только перегружал текст прежнего документа. Теперь любые денежные знаки, содержащие признаки подделки или имеющие повреждения, не прописанные в новом указании, просто не признаются платежеспособными.
Еще одним новшеством является разрешение склеивать между собой половины двух разных купюр одного номинала. Раньше же площадь каждого из склеенных кусков должна была составлять не меньше 55% от первоначального размера банкноты. По словам банкиров, учитывая, что купюру, сохранившуюся на 55%, можно было обменять на новую, было совершенно непонятно, кому придет в голову делать из двух купюр одну.
Без скидки на ветхость
Отказать в приеме денежных знаков, являющихся платежеспособными, кассиры банков или иных организаций не могут, как не могут и принимать их с уценкой.
Если же повреждения купюры или монеты более значительны, платежеспособными они не признаются. Но это не значит, что с ними ничего нельзя сделать. Такие денежные знаки подлежат обмену Банком России, и если прежде изуродованные деньги должны были приниматься во вклады или в качестве иных платежей, то теперь ситуация упростилась: банки принимают их у граждан, переправляют в ЦБ, а клиентам выдают неповрежденные деньги. Банки и раньше сдавали такие деньги в ЦБ, но теперь делать это, по словам банкиров, станет проще.
Несколько сложнее ситуация с «сомнительными» денежными знаками, то есть теми, которые кажутся кассиру фальшивыми. Такие купюры и монеты не обмениваются. Более того, кассиры не имеют права возвращать их клиенту, а также уничтожать их. В случае выявления сомнительных или имеющих признаки подделки денежных знаков при приеме от клиента кассир должен оформить два экземпляра справки «о приеме на экспертизу сомнительных денежных знаков (задержании денежных знаков, имеющих явные признаки подделки)». В ней отражаются реквизиты каждого сомнительного денежного знака: номинал, год образца (выпуска), серия и номер (а для монеты указывается еще и товарный знак монетного двора). На справке проставляется печать кассы, один экземпляр выдается клиенту, а другой помещается в кассовые документы. В этой ситуации во избежание недоразумений кассир обязан предъявить клиенту (не выдавая на руки) сомнительные купюры для сличения их реквизитов с реквизитами, указанными в справке.
Сомнительные и неплатежные денежные знаки Банка России принимаются по номиналу. Имеющие же признаки подделки — по цене один рубль за банкноту или монету.
Ценность иностранных купюр определяют сами банки
Похожим образом обстоят дела и с иностранной валютой. Пока никаких изменений в порядке приема иностранных банкнот не произошло. По-прежнему Банк России оставляет последнее слово за коммерческими банками. Так, банки не могут отказаться принять поврежденную, но платежеспособную (то есть не фальшивую и не сомнительную) купюру. Формально они должны это делать по номиналу, однако имеют право взимать комиссию за услугу. Размер комиссии банки определяют сами, во внутренних правилах.
Другая услуга, которую банк может предложить клиенту, желающему избавиться от поврежденных купюр, — прием на инкассо. Эта операция как правило тоже сопровождается комиссионным сбором и проводится с банкнотами, поврежденными настолько, что находиться в обращении они явно не могут, хотя формально являются платежеспособными. Приняв подобную купюру (или монету), банк направляет ее в банк -эмитент для замены. Банк -эмитент взимает за обмен собственную комиссию, а остаток суммы переводит обратно. Как пояснил «Газете» сотрудник департамента кассовых операций крупного московского банка, клиенту следует помнить еще об одном. Подобная процедура замены купюры может занять довольно продолжительное время, вплоть до нескольких лет. «Например, Федеральная резервная система может решать подобные вопросы до пяти лет. Конечно, на деле все происходит быстрее, но, например, купюру, которую мы отправили им в позапрошлом году, американцы пока не обменяли», — говорит он.
Евгений МАЗИН