Появление новых эмитентов в отраслях, отличных от нефтегазового и энергетического, даст новый толчок развитию рынка, написал недавно в своей колонке руководитель Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. Совершенно согласен. Только вот где их взять, если целые направления частного бизнеса в России де-факто отсутствуют как класс, если смотреть правде в глаза. А уж на рынке и подавно. Так что, увы, некому пока толкать наш рынок.
Правительство стремится к созданию международного финансового центра. Но кому нужен рынок, на котором ликвидные, в нормальном понимании этого слова, бумаги можно посчитать по пальцам двух рук. «Для меня на российском рынке есть всего две голубых фишки — Сбербанк и «Газпром», — смеялся недавно в разговоре один управляющий. Шутил, наверное, но шутка эта очень горькая. «Зачем крупному западному инвестору выходить на наш рынок, проще купить бочку нефти, это одно и то же», — добавляет очередную ложку дегтя трейдер крупного банка. Подобные мнения можно списать на определенный уровень снобизма. Но очень существенная доля истины в этом все равно есть. Скажу больше, некоторые участники рынка настолько привыкли работать с одними и теми же фишками, что просто не следят за тем, что происходит, например, во втором эшелоне. Им это не интересно, не нужно, а оценка всегда одна: «полный неликвид». А blue chips у нас — всего ничего.
Стоит пойти побродить по сайтам крупнейших биржевых площадок, и «глаза разбегаются». Сходные чувства, наверное, испытывал советский гражданин, впервые выехавший на Запад и попавший в магазин Wal-Mart. Чего там только нет, эмитенты на вкус любого инвестора. Раздел Listings Directory на сайте NYSE поражает воображение. Сырьевой сектор — лишь один из многих. Причем не главный, достаточно посмотреть, например, на капитализацию небезызвестных Apple и Google. Плюс медицинские компании и мощнейший потребительский сектор. А еще сектор авто и всего, что с ними связано. Перечислять можно долго. Есть даже разработчики и издатели компьютерных игр и компаний, которых на российском рынке нет как класса. ВПК, например. К слову, суммарная капитализация одних только Lockheed Martin и Northrop Grumman (американские компании ВПК) по вчерашнему закрытию была $45,8 млрд.
Можно долго спорить, корректно ли сравнивать. Я считаю, что корректно. Если строить международный финансовый центр, то вот вам и ориентиры, господа строители. Или зачем вообще его строить?
Одно точно: пляски вокруг нефтегазового сектора и пятка других сырьевых эмитентов типа «Норильского никеля» никогда и ни при каких обстоятельствах не смогут вытянуть наш рынок до соответствующего амбициям уровня. Пока на нашем рынке не появятся эмитенты без контроля государства и не из сырьевого сектора, никакого финансового центра не будет. И первоочередная задача при его строительстве — не привлечь западного инвестора продажей долей в госкомпаниях, а дать ему привлекательных эмитентов, которые не будут полностью зависеть от цен на сырье, и сильную диверсифицированную экономику, что полностью взаимосвязано. Хотя эта сверхзадача едва ли выполнима в обозримом будущем. А, значит, и МФЦ у нас будет очень и очень нескоро.
Антон ТРИФОНОВ