Один из старейших и крупнейших банков мира HSBC в ближайшее время может пополнить ряды иностранных кредитных организаций на розничном рынке России. Он уже несколько лет работает в России, но до сих пор его деятельность ограничивалась корпоративными и инвестиционными проектами. Теперь же он собирается активно предлагать свои услуги физическим лицам.
За лицензией на работу с населением HSBC обратился в Центральный банк еще осенью прошлого года. Однако до сих пор не получил ее, как, впрочем, и отказа.
Колониальная корпорация
Когда лицензия все-таки будет выдана, HSBC станет первым британским банком, развернувшим свое присутствие в розничном секторе бывшего СССР. Впрочем, назвать его британским довольно трудно. Созданная еще в 1865 году Гонконгско-Шанхайская банковская корпорация (именно по первым буквам ее английского названия и оформилось нынешнее название банка) находилась до 1991 года в Гонконге и перебралась в Лондон лишь после того, как стало очевидно, что передача города-государства КНР неминуема. Однако и сейчас львиная доля доходов банка приходится на этот регион. Здесь банк помнят и уважают еще и потому, что все купюры номиналом выше 20 местных долларов украшены надписью Hongkong and Shanghai Banking Corporation. В позапрошлом веке это были банкноты HSBC.
Наем
Первые слухи о выходе банка в российскую розницу стали достоянием рынка в октябре прошлого года. Они вызвали настоящее бурление на российском рынке труда банковских служащих. В интернет-форумах появились многочисленные вопросы, где найти хед-хантеров HSBC. Но массовый наем новых сотрудников начался именно в 2007 году. Правда, надежды на массовую розничную экспансию подкосила распространившаяся на рынке информация о том, что HSBC может вообще не открывать розничных отделений, а работать исключительно с помощью телефонного или интернет-банкинга. Однако по информации, полученной от уже нанятых сотрудников, это не совсем так. По сведениям «Газеты», банк собирается составить жесткую конкуренцию уже присутствующим на ритейловом рынке иностранцам. А для этого ему придется открывать собственные точки обслуживания.
В самом же банке «Газете» сообщили, что пока не готовы официально комментировать какую-либо информацию, связанную с их розничной деятельностью.
Выбор сети
Если банк решит не ограничиваться услугами виртуальной деятельности, у него есть два пути наращивания присутствия на рынке. Первый — купить уже существующий на рынке отечественный банк с розничной инфраструктурой. Так поступил, например, венгерский ОТП-банк, в прошлом году купивший Инвестсбербанк. Второй способ — развивать свою розничную сеть с нуля, как поступали в свое время Райффайзенбанк и Ситибанк. «По вложениям оба варианта вполне сопоставимы. Но каждый имеет свои недостатки и достоинства. Так, к покупке местной структуры, особенно когда она уже имеет узнаваемый бренд, автоматически прилагается и ее готовая клиентская база. Неудобство же такого приобретения в том, что покупатель вынужден «перенастраивать» купленную компанию под свои требования и стандарты. В этом смысле развитие собственной сети удобнее, поскольку изначально дает возможность владельцу выстроить такую компанию, которая ему нужна. Однако наше законодательство и иностранное различаются слишком сильно, и это создает сложности. В этой ситуации иностранцам надо привлекать местных специалистов, которые хорошо знают специфику законов и могут правильно направлять развитие бизнеса», — считает заместитель гендиректора АКГ «ФинЭкспертиза» по работе с кредитными организациями Наталья Борзова.
Евгений МАЗИН