Ссуды на приобретение автомобилей стали основным драйвером роста розницы в 2010 году. Сохранить наметившуюся тенденцию призвано продление еще на год госпрограммы льготного кредитования.
Стремление россиян к быстрой езде в очередной раз сыграло на руку автопроизводителям и банкирам. В автосалоны еще в прошлом году вернулись очереди, а российский рынок вновь стал одним из наиболее привлекательных в Европе для автомобильных концернов. К примеру, на некоторые марки Renault очередь сейчас составляет 3—4 месяца, заявили корреспонденту «Ф.» в автосалоне «Авантайм». Не меньший ажиотаж на ходовые модели и других производителей (в частности, на Chevrolet, Ford и Mazda), не скрывают дилеры. Оно и понятно: по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2010 году в России было продано 1,91 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Рост по сравнению с прошлым годом составил сразу 30%!
Колесо обозрения. По оценкам агентства «Автостат», в 2010 году в кредит было продано более 600 тыс. авто. Именно в сегменте автокредитования развернулась наиболее ожесточенная борьба за клиентов между финансовыми институтами — банкам было необходимо наращивать портфели. «Борьба на рынке за любого заемщика острая в любом сегменте — начиная от массовых брэндов и заканчивая покупателями люксовых авто», — говорит Андрей Коченков, начальник отдела развития федеральных проектов управления автокредитования Юникредитбанка.
«После кризиса банки делали ставку на этот сегмент по причине довольно низкого уровня риска невозвратов по автокредитам, а также по наличию отложенного спроса на машины и восстановлению на рынке труда», — объясняет Сергей Костюков, заместитель начальника департамента розничных продаж банка «Открытие». Кредитные организации идут на серьезные уступки для клиентов, отменяя комиссии и снижая ставки (до 12—14% годовых). Увеличились сроки: теперь можно получить кредит сроком до пяти лет, отмечает Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers, в своем «Обзоре автомобильного рынка».
Однако с возвращением практически докризисной доступности автокредитов вернулись и прежние проблемы — например, очереди на популярные модели авто. Многие банки по этой причине вынуждены были увеличить срок положительного решения по автокредиту до четырех месяцев. «Фактор очередей может ослабить нынешнюю динамику роста кредитных портфелей большинства банков и стать серьезным препятствием для активного роста рынка автокредитов в 2011 году, — считает Сергей Костюков. — Предпосылки для этого есть: иностранные автопроизводители осторожничают с увеличением лимитов объема машин для российского рынка, опасаясь повторения истории первой половины 2009 года, когда предложение в итоге значительно превышало спрос. Автодилеры, в свою очередь, не хотят рисковать, увеличивая расходы на аренду складских помещений». Дефицита, скорее всего, не избежать. «Но есть одно «но»», — отмечает Сергей Костюков. — Производители учатся на своих ошибках, им также важно, балансируя между рисками и прибылью, не потерять набранного темпа продаж, который наметился с мая 2010 года. Поэтому окрепшая конкуренция на рынке автодилеров и более тесные партнерские связи с банками помогут балансировать между спросом и предложением на востребованные марки машин».
Расстановка сил
Сейчас среди лидеров автокредитования — Сбербанк, Русфинансбанк и ВТБ24, в спину которым дышат Юникредитбанк, «Райффайзен» и активизировавшийся Московский кредитный банк (рост портфеля последнего в первом полугодии 2010-го составил более 2000%). По понятным причинам, основная доля рынка принадлежит банкам, участвующим в программе государственной поддержки российских автопроизводителей. В рамках программы льготного кредитования государство компенсирует 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас составляет 7,75%) банку, выдающему кредит на приобретение авто российской сборки максимальной стоимостью 600 тыс. рублей. В эту категорию попадают все модели «Автоваза», а также Renault Logan, Ford Focus (самая популярная иномарка на территории России), Opel Astra, Skoda Octavia, Skoda Fabia, Chevrolet Niva, Fiat Albea, Volkswagen Polо, Volga Siber и UAZ Patriot. Изначально действие госпрограммы было ограничено 2009 годом, однако в феврале 2010 года она была продлена еще на год. Так же сделали и на этот раз — две недели назад было принято решение о пролонгации на 2011 год. Согласно данным Минпромторга, в прошлом году было выдано почти 150 тыс. таких кредитов (в 2009-м — 71,4 тыс.). На такие же цифры в министерстве надеются и в этом году.
Популярность госпрограммы обусловлена тем, что она позволила сократить расходы заемщиков на обслуживание кредита, что стало решающим фактором на фоне предложений банков по автомобилям, не вошедшим в госпрограмму. «Во многом благодаря ей за последний год появилось большое количество собственных кредитных программ автопроизводителей, модели которых не подпадали под меры господдержки, а также улучшились предложения самих банков», — считает Андрей Коченков. Именно совместные программы с автопроизводителями и вытащили в прошлом году автокредитование из «комы», уверяют теперь эксперты. В 2010 году, по словам управляющего директора «РН Финанс Рус» Ирины Згуральской, каждый третий автомобиль Nissan продавался по программе Nissan Finance, а в Санкт-Петербурге по этой программе «уходит» вообще 40% машин этого автопроизводителя. Покупателей можно понять — ставки по таким ссудам заметно ниже среднерыночных. К примеру, сейчас кредит по программе Nissan Finance на автомобили Tiida, Note и Quashqai составляет всего 2,9%.
Перспективы вновь растущего рынка не ускользнули от взора крупных международных автоконцернов, давно работающих через собственные банки по всему миру. В конце ноября 2010 года в России запустился Фольксваген-банк, планирует открыть собственный банк и концерн Renault-Nissan (сейчас он реализует свои программы через «Юникредит»). В числе первооткрывателей российского рынка — концерн Mitsubishi («Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей (Евразия)» появился в России еще в 2006 году), затем свои финансовые институты открыли здесь Toyota, Mercedes-Benz, BMW, Daimler и Peugeot-Sitroёn (банк «ПСА Финанс рус»). Получается у них неплохо: к примеру, по итогам первого полугодия 2010 года БМВ Банк и Тойота Банк оказались в топ-10 кредитных организаций по объему выданных ссуд. Популярность кэптивных банков обусловлена тем, что они всегда готовы предлагать наиболее интересные условия для клиентов, поскольку частично дотируются автопроизводителями. Кроме того, по таким программам дилер делает на машину скидку на сумму, которую заемщик должен будет заплатить по кредиту в качестве процентов. Поэтому доля новых автомобилей BMW, проданных через «свой» банк, составляет более 80% от всех кредитных продаж марки.
Довольно радужные перспективы и у банка, который будет принадлежать Renault-Nissan, — эти брэнды довольно популярны в России. А на растущем рынке даже расставание с RN не должно стать трагедией для Юникредитбанка. Кредитной организации придется диверсифицировать портфель — сейчас, помимо Renault, Юникредитбанк является одним из партнеров Porsche (прирост продаж машин марки в России в 2010 году составил 24%), а также имеет партнерские программы с Jaguar и Land Rover. В похожей ситуации несколько лет назад уже оказывался «Райффайзен», сотрудничавший с Toyota до создания Тойота Банка. Сейчас банк плотно работает с General Motors и остается в числе лидеров рынка автокредитования.
Изменения предпочтений.
В период кризиса из списка наиболее популярных автомобилей выпали, существенно снизив свою долю в продажах, марки средней ценовой категории (Mitsubishi, Opel, Mazda), отмечают специалисты. Среди машин, чаще других покупаемых в кредит, топовые позиции остались за автомобилями бюджетного сегмента (Chevrolet, Kia, Daewoo, «Лада»). В частности, рост сегмента российских брэндов, по подсчетам специалистов PwC, составил около 44% в количественном выражении и 62% — в денежном.
В первую очередь, это произошло благодаря программе утилизации. Около 80% всех машин, проданных по этой схеме, являются продукцией «Автоваза» (см. «Самые популярные автомобили в 2010 году»). Также стабильные позиции, невзирая на кризис, сохранились у автомобилей премиум-класса — Audi, BMW, Lexus. «Сейчас идет тренд на увеличение кредитов в пользу марок среднего и более дорого сегмента авто. Что, по нашему мнению, связано с более стабильным положением таких заемщиков: берут кредит — значит, уверены в завтрашнем дне», — говорит Андрей Коченков.
Уверенность заемщиков действительно продолжает расти: аналитики уверены, что в нынешнем году рынок автокредитования прибавит еще 20—30%. Так, эксперты агентства «Автостат» считают, что в России будет продано около 2,5 млн автомобилей (на 31,5% больше, чем в 2010-м). Росту будут способствовать программа утилизации и рост экономики страны в целом. Сами автопроизводители несколько скромнее — на «Автовазе» говорят о росте рынка на 21%, а прогнозы Ассоциации европейского бизнеса предрекают рост рынка на 18% (до 2,24 млн проданных автомобилей).
Однако, по всей видимости, большая часть «пирога» достанется госбанкам и финансовым институтам, принадлежащим автомобильным концернам. По этой причине часть российских банков, занимавшихся автокредитованием до кризиса, сейчас не стали возобновлять выдачу ссуд на покупку автомобилей. Но есть и те, кто сдаваться не собирается. «Средние банки заняли сейчас активную, местами даже агрессивную позицию: начали делать программы под разные группы клиентов, учитывать их положительную кредитную историю, упрощать условия получения кредита, — говорит Сергей Костюков. — Эффект не заставил себя ждать: объем кредитов вырос. Госбанкам не всегда выгодно «возиться» с клиентом. И потом, нельзя сбрасывать со счетов нишевые предложения, например кредитование на покупку подержанных машин». Госбанкам развивать такие программы далеко не всегда интересно, а у клиентов они востребованы не меньше, чем кредиты на новые автомобили, уверены эксперты.
Александр ЗАРЩИКОВ
Ищите машину в кредит? Воспользуйтесь поиском по автокредитам.