К 2007 году рынок автокредитования достиг той стадии развития, при которой ставкой по кредиту в 9% годовых в валюте уже никого не удивишь. В жёсткой борьбе за клиентов банкам приходится внедрять программы с новыми возможностями и сервисами. Поэтому очевидно, что в течение этого года продолжится активное развитие специальных программ, которые позволят клиентам получить автокредит на льготных условиях: со сниженными процентными ставками, на более длительные сроки, с особыми условиями страхования и, главное, с минимальными затратами денег и времени при оформлении займа.
Прежде всего будут развиваться совместные кредитные программы банков с производителями машин или автодилерами. Такие программы особенно привлекательны для клиентов, поскольку продавец предоставляет скидки на стоимость автомобиля, благодаря чему эффективная ставка по кредиту в валюте для заемщика становится ниже 9%.
Причем дотирование процентной ставки через дилеров и сотрудничество с местными банками — это только первый шаг по выходу иностранных производителей на российский рынок. В 2006 году Toyota Motor Corporation объявила о создании в России дочернего банка, который займется розничным кредитованием физических лиц, покупающих автомобили Toyota и Lexus, а также кредитованием дилеров японского концерна. Если опыт «Тойоты» окажется успешным, ее примеру могут последовать остальные автоконцерны, что приведет к сокращению льготных программ автокредитования в российских банках.
Бесспорно, банки продолжат увеличивать максимальные сроки кредитов. В 2005 году кредиты предоставлялись на срок до 3 лет, в 2006 году — уже до 5 лет, в 2007 году этот срок будет продлен до 6—7 лет. Увеличение максимального срока, на который можно получить автокредит, позволит снизить величину ежемесячных платежей и, как следствие, расширить круг клиентов за счет привлечения заемщиков с меньшим уровнем дохода. Частные лица получают возможность приобрести в кредит на 6—7 лет более дорогой автомобиль при тех же ежемесячных платежах, что и автомобиль эконом-класса при 3-5-летнем кредите.
Особый интерес у клиентов вызывают программы кредитования с минимальными первоначальными затратами, поэтому можно ожидать увеличения количества соответствующих предложений от банков. Например, по одной из спецпрограмм МКБ стать обладателем автомобиля можно, оплатив только стоимость полиса ОСАГО.
Помимо этого, в настоящее время на рынке наблюдается тенденция по возвращению «старых» проверенных клиентов. Спустя 2—3 года автомобилисты начинают менять автомобили, ранее приобретенные в кредит, который за этот период уже полностью погашен. Имея положительный опыт работы с кредитными организациями, частные лица вновь обращаются в банки. Учитывая это, можно ожидать распространения программ, предполагающих льготные условия по повторному кредитованию.
Елена ХОРКИНА