Банковская группа ВТБ всерьез озаботилась возвратом выданных кредитов. На днях стало известно, что группе принадлежит 95,93% акций коллекторского агентства «Долговой центр ВТБ РУ». Это первый случай, когда госбанк создает подобную структуру для возврата «плохих» кредитов. Само решение о создании специализированной структуры по возврату кредитов было принято еще в прошлом году, со ссылкой на анонимный источник сообщает Интерфакс.
Изначально предполагалось, что это агентство будет работать только с просроченной задолженностью по кредитам, выданным физлицам его розничной «дочкой» ВТБ24. Хотя официальных заявлений со стороны группы ВТБ по поводу создания новой структуры нет, по словам президента-председателя правления ВТБ24 Михаила Задорнова, просрочка по совокупному кредитному портфелю на 1 января 2007 года составляла всего около 0,5%, а по розничному кредитному портфелю — еще меньше. При этом в феврале Банк России опубликовал статистические данные по 30 крупнейшим банкам, куда входит и ВТБ24, где в процентном соотношении с общим объемом кредитования физлиц просрочка за 2005 год составила 1%, а за 2006-й — уже 1,94%, то есть почти в два раза больше. Поэтому создание отдельной специализированной структуры при таких задекларированных показателей выглядит странно.
До недавнего времени на рынке сбора долгов в основном работали частные коллекторские агентства. На сегодняшний день их насчитывается около 40. По данным коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» за прошлый год, под управлением частных коллекторских агентств находится проблемных банковских кредитов на сумму около 540 млн. долл. Создавать собственные агентства предпочитали банки, занимающиеся высокорисковыми видами потребительского кредитования, например, экспресс-кредитованием. Сейчас свои агентства имеют банк «Русский стандарт» («Агентство по сбору долгов») и Росбанк («Агентство по возврату долгов»). Остальные же игроки в случае необходимости предпочитают пользоваться услугами частных коллекторов.
По словам гендиректора «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елены Докучаевой, банки имеют департаменты по контролю рисками и коллекторскую службу. Если же банк создает собственное коллекторское агентство и оформляет его в виде отдельного юрлица, то это может означать, что он либо хочет очистить свой баланс от «плохих» кредитов, либо, не исключено, использовать коллекторскую «дочку» в качестве посредника для продажи просроченной задолженности частной коллекторской компании. «Еще один вариант работы коллекторского агентства, аффилированного с банком, — обслуживание других банков или продажа им долгов», — говорит Докучаева.
По мнению экспертов, наибольший процент просрочки в розничном кредитовании приходится на потребительские кредиты, наименьший — на ипотечные. За прошлый год размер кредитного портфеля розничных продуктов ВТБ24 составил 67,379 млрд. рублей, из которых четверть, 26,779 млн. рублей, приходилась на потребительские кредиты. Поэтому опрошенные «НГ» аналитики очень удивились столь низким официальным данным по просрочке ВТБ24. «Задолжность не может быть небольшой, если банк так активно занимается розницей», — считает Елена Докучаева. Согласно данным ЦБ и опросу банкиров, средний показатель просрочки по потребительскому кредитованию составляет около 10—15%.
Надежда ПОМЕРАНЦЕВА