Банки стран по всему миру замораживают счета Ливии, размер которых сопоставим с объемами резервных фондов немаленьких государств. Первыми на заморозку средств ливийского правительства пошли США, объем наличных средств и вложений в различные финансовые инструменты компаний Уолл-стрит шокировал финансистов — он составил 30 млрд долларов при том, что последние санкции на деньги Ливии в США местные власти накладывали не так давно, в 2004 году, отмечает CNBC. [Для сравнения, Резервный фонд России к концу февраля составил «лишь» 26,12 млрд долларов, или 755,82 млрд рублей]. Среди финансовых институтов, в которых были обнаружены ливийские активы, называются, в частности, Goldman Sachs, Citigroup, JPMorgan Chase и Carlyle Group.
В администрации президента США Барака Обамы отмечают, что это крупнейшее единовременное замораживание зарубежных фондов в истории США. По данным чиновников США, на которых ссылается газета The Wall Street Journal, у ливийского Центробанка более 100 млрд долларов валютных резервов, а в суверенных фондах страны могут быть более 70 млрд долларов. По оценкам Международного валютного фонда, резервов, которыми управлял ЦБ Ливии, хватило бы на то, чтобы покрыть трехгодичный объем импорта страны.
Пока судьба многомиллиардных активов находится в подвешенном состоянии. Казначейство США дало распоряжение банкам, в которых хранятся средства североафриканской страны, разместить эти фонды на счета с процентами по рыночным ставкам. Банкирам запрещено осуществлять торговую деятельность или управлять этими деньгами, однако разрешено держать облигации до погашения и акции. Ценные бумаги, срок погашения которых истекает, должны быть переведены в наличные средства. Казначейство США должно выдавать одобрение на любую транзакцию, операции, которые находятся в процессе, должны быть завершены. Это означает, что через некоторое время банки могут лишиться прибыли, которую они получают от управления ливийскими активами, однако значительная часть ликвидных активов останется на балансе банков, отмечает CNBC.
Для банков США, Великобритании, Австрии и других стран Евросоюза «заморозка» — подарок, о котором можно только мечтать, считает Юрий Никишев, зампредправления Меткомбанка. «Это означает, что клиент не сможет забрать деньги из банка. Выражаясь бухгалтерским языком, депозит клиента в пассиве баланса банка блокирован. Но банку никто не мешает их использовать в свое удовольствие — актив баланса банка от каких-либо обременений свободен, — говорит BFM.ru банкир. — Эта ситуация напоминает так называемые спящие счета в балансе швейцарских банков, владельцы которых потеряли к ним доступ или вообще покинули наш мир, не оставив завещания. Таким образом, единственной пострадавшей страной является Ливия. Но я думаю, что и она вполне сможет это пережить».
Если банк заморозил эти средства, это не значит, что он их лишился, говорит и Дмитрий Кленов, партнер, UFG Wealth Management. «Фактически произошел арест денег внутри банка. Сопоставимых прецедентов нет, поэтому, скорее всего, все будет решаться в индивидуальном порядке», — говорит Кленов BFM.ru.
Ранее премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заблокировал отправку в Ливию крупной партии свежеотпечатанных динаров на общую сумму 1,5 млрд долларов. В понедельник Центральный банк Австрии заявил, что около 1,2 млрд евро (1,66 млрд долларов) на депозитах банков Австрии, связанных с ливийским правительством, были заморожены.
Власти Германии распорядились заблокировать счет в одном из банков страны на 2,8 млн долларов, принадлежащий одному из сыновей Каддафи, передает AP. Нидерланды также присоединились к массовому блокированию ливийских счетов и других активов. В эфире Radio Netherlands Worldwide об этом заявил глава голландского Минфина, не раскрыв оценки блокируемых активов.
Ливийские деньги нашлись и в Канаде: эта страна заморозила 2,4 млрд долларов, которые могут принадлежать ливийскому лидеру Муаммару Каддафи. Ранее канадские власти сообщили о введении санкций против режима Каддафи. С Ливией прекращены все финансовые операции.
Между тем, по утверждению де-факто министра нефти Ливии Шукри Ганема, средства от поставок нефти с востока страны по-прежнему поступают на ливийские счета, передает AP.
Основную часть зарубежных вложений Ливии контролирует Ливийское инвестиционное агентство, суверенный фонд благосостояния, основанный в 2007 году для управления нефтяными заработками страны. По оценкам МВФ, это ливийское агентство контролировало активов на сумму около 40 млрд долларов. Среди них — около 3% в издателе газеты Financial Times, компании Pearson, 7,5% в итальянском футбольном клубе «Ювентус», 2,6% одного из крупнейших банков Италии UniCredit, 2% в итальянском конгломерате Finmeccanica. Помимо этого, в списке инвестобъектов ливийского капитала — доля в 100 млн долларов в голливудской продюсерской компании Natural Selection.
Наталья ИЩЕНКО