Потребительский бум накрыл Россию. Кредиты настолько популярны и доступны, что мы уже не думаем о сбережениях. По данным ЦБ, только за последний год долг среднего россиянина перед банками вырос на 75%. При этом вклады растут вдвое медленнее, а «матрасные» сбережения быстро тают. Если так пойдет и дальше, то скоро наши долги могут и вовсе превысить сбережения. Чем это может грозить России и россиянам?
Сумма долгов наших стремительно догоняет размеры сбережений. Центробанк опубликовал цифры, о которых стоит задуматься. Россияне набрали кредитов уже на 2 триллиона рублей — это более половины наших сбережений, находящихся на банковских счетах. Еще
Конечно, мы смело тратим свои сбережения и залезаем в долги не от плохой жизни. Скорее — от хорошей. Доллары «под матрасами», самый главный и надежный инструмент сбережения беспокойных 90-х, окончательно уходят в прошлое. Россия переживает экономический подъем. Доходы граждан выросли, все забыли про дефолты и денежные реформы. А благодаря доступным кредитам началось то, что экономисты называют потребительским бумом.
Массовая скупка пылесосов и автомобилей в кредит — явление для экономики, в принципе, хорошее. Стимулирует производство, вызывает экономический рост и прочие отрадные явления. Но есть у этой медали и оборотная сторона. Кредиты надо отдавать. А данные Банка России говорят о том, что все больше россиян не в силах справиться со взятым на себя долговым бременем. Объем просроченных кредитов вырос за год в 2,5 раза! Быстрее, чем кредиты и вклады вместе взятые. В долговую яму у нас за это пока не сажают, но личных трагедий с «выбиванием долгов» уже предостаточно.
Виноваты в этом не только неосмотрительные граждане, набравшие кредитов и неспособные спланировать свой бюджет. У многих банков тоже «рыльце в пушку». Они устанавливают слишком высокие проценты по кредитам, причем искусно это скрывают. Часто, лишь получив кредит, потребитель узнает, что помимо официально объявленной ставки ему придется дополнительно заплатить целый ряд комиссий, которые резко взвинчивают цену кредита. Эффективная ставка, т. е. та, которую на самом деле придется заплатить за одолженные у банка деньги, может составить и 50%, и 80% годовых.
По подсчетам Центробанка, дополнительные «скрытые» комиссии по потребительским кредитам составляют 20—30%. Именно поэтому с 1 июля ЦБ намерен законодательно заставить банки объявлять истинные проценты по кредитам. По идее это должно охладить потребительский пыл россиян. Однако эта мера вряд ли остановит тех, кто покупает в кредит утюги и соковыжималки.
Куда важнее, что граждане смогут реально рассчитывать свои силы в случае с ипотечными кредитами. Ведь в России может возникнуть такой же кризис с ипотечными кредитами, какой уже назрел в США. Как уже писали «Известия», темпы крупнейшей мировой экономики замедляются, а вместе с этим «остыли» цены на рынке недвижимости. Американцы же набрали кредиты на многие миллиарды долларов под строительство жилья в расчете на его дальнейшую выгодную перепродажу. Но теперь эти планы пошли прахом. Несколько миллионов американцев стали банкротами.
Однако наши эксперты уверяют, что сверхугрозы российской банковской системе проблемы на рынке потребкредитов, а тем более ипотеки не представляют. «Российские банки наконец стали показывать реальное положение дел с просроченными кредитами», — прокомментировала «Известиям» последние цифры ЦБ главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. Именно этим, по ее словам, и вызван их бурный прирост за прошлый год. При этом доля «просрочки» среди кредитов населению, по ее оценке, составляет максимум 5%. «Для обвала же цен на рынке российской недвижимости вообще никаких предпосылок нет», — уверена она. Соответственно и никакого кризиса ипотечного кредитования в России не будет. Но что будет дальше — эксперты точно сказать не могут. При нынешних темпах роста кредитования через
Настоящая же опасность российским банкам, по единодушному мнению экспертов, связана с нестабильной мировой конъюнктурой цен на нефть. Если они, не дай бог, упадут, то резко снизится приток денег в российскую экономику, а вместе с ним упадет кредитоспособность как населения, так и самих банков. Но большинство экономистов считают подобное развитие событий хоть и возможным, но маловероятным.
Олег МИТЯЕВ, Андрей РЕУТ