К концу этого года в России появится очередной монополист. Речь идет об ММВБ, которая сейчас находится в процессе поглощения РТС. Вероятно, с точки зрения создания эффективной компании с хорошими финансовыми показателями это хорошо. Однако в долгосрочной перспективе объединение, скорее всего, окажет негативное влияние на развитие российской биржевой торговли.
Причина настолько банальна, что даже немного стыдно об этом говорить — без конкуренции не может быть никакого развития. На это у причастных к процессу людей, выступавших за объединение, есть универсальный ответ — конкурировать единая биржа будет с крупными иностранными площадками. Но здесь есть один момент, который крыть, в общем, нечем — те же LSE, NYSE, FSE уже давно существуют в условиях жесткой конкуренции, как между собой, так и с активно развивающимися альтернативными торговыми платформами.
Выходит, они уже существуют в конкурентной среде и за счет этого развиваются. Более того, ММВБ с ними конкурировать просто не сможет — в России нет той ликвидности, нет таких эмитентов и конечно, и это самое главное — нет той экономики, что есть там. Так как же площадка с десятком относительно ликвидных компаний будет конкурировать с биржами, где таких эмитентов — сотни? Ответ прост — никак. Так же, как Россия не может пока экономически
Зато у такой биржи появится большой соблазн заработать как можно больше денег, например, повысив тарифы. Это очевидное и вполне логичное желание. Многим российским инвесторам, особенно небольшим частным, некуда уходить — LSE далеко, да и не каждый к этому готов. Потенциальный выход — создание брокерами альтернативной торговой площадки. Но и он сомнителен. Публично брокеры заявляют, что это возможно в России. В кулуарных же беседах мнение кардинально меняется. «Думаю, если чиновники почувствуют угрозу своему проекту единой биржи, нас просто соберут, скажут что так работать нельзя, все согласятся и грустно пойдут делать, как сказали», — смеется один из них.
Это была сказано в полушутливой форме, но, увы, доля горькой правды на проверку наверняка окажется высока. Едва ли будет возможно получить лицензию биржи, или простого организатора торгов, отмечает другой. Такие вот дела.
В итоге получается вот что: рынок монополизируется, но реальной отдачи не будет, за исключением увеличения капитализации самой биржи, которая все равно будет недостаточно сильна, для глобальной конкуренции. Тогда зачем все это?
Антон ТРИФОНОВ