Глава ВТБ 24 Михаил Задорнов констатировал, что в ситуации неопределенности, в которой находился Банк Москвы последние полгода после смены столичного руководства, банк терял клиентуру. Поэтому и кредитный портфель и, соответственно, доходы банка сократились.
«Банк Москвы опубликовал на своем сайте агрегированную отчетность по российским стандартам — РСБУ — за март этого года. Отток вкладов продолжился, однако отнюдь не в форме набега вкладчиков на банк. Так, за март вклады сократились на 4,6 млрд рублей (или минус 2,9%): со 158,2 млрд рублей на 1 марта до 153,6 млрд рублей на 1 апреля», — говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. По его словам, за февраль вклады в Банке Москвы сократились на 4,1 млрд рублей, а за январь — на 5,8 млрд рублей. «Таким образом, мы не наблюдаем ускорения оттока вкладов. За первый квартал вклады сократились на 14,5 млрд рублей — это минус 8,6%», — отмечает аналитик.
Михаил Задорнов придерживается мнения, что те клиенты, которые хотели покинуть Банк Москвы, уже покинули, а оставшимся в нем розничным клиентам ВТБ 24 предложит новые сервисы. «Конечно, покупая Банк Москвы, мы заинтересованы в его розничной базе клиентуры», — отметил Задорнов.
«Правда, в марте чистая ссудная задолженность — кредитный портфель — Банка Москвы выросла на 31,7 млрд рублей. Не исключено, что этот рост был обусловлен выдачей кредита в размере 1,13 млрд долларов компании Юсуфова, который, возможно, был направлен на выкуп пакета Бородина. Однако на сайте Банка Москвы Бородин и Алалуев продолжают числиться конечными собственниками 19,91% акций банка», — отмечает Максим Осадчий.
У Банка Москвы есть ряд уникальных розничных проектов, которые ВТБ готов сохранить и даже взять на вооружение в ВТБ 24. Это и карта социальная москвича, и сеть мини-отделений в метро, и ряд других проектов.
При этом глава группы ВТБ Андрей Костин отмечал чуть раньше, что Банк Москвы будет продолжать работать под своим брендом, хотя обычно ВТБ, покупая кредитную организацию, поглощает ее целиком. «Будет ли сохранен бренд Банка Москвы, мы пока не знаем, и нам надо как минимум месяц, чтобы понять технологические особенности работы Банка Москвы. Уже сейчас понятно, что нагрузка на отделения Банка Москвы в 3—3,5 раза меньше, чем на отделения ВТБ 24, поэтому ясно, что работа отделений БМ при слиянии с розничным бизнесом ВТБ будет форсирована», — сказал Задорнов.
«Сейчас ВТБ 24 находится в состоянии обкатки слияния розничного сервиса с Транскредитбанком. И хотя ТКБ не силен в рознице, именно на нем ВТБ 24 пытается понять механизм обкатки слияния с другим крупным банком — все же у ТКБ есть 100 мест присутствия в тех регионах, где нет самого ВТБ. От того, насколько гладко пройдет слияние розницы ВТБ 24 и ТКБ, и будут зависеть сроки полного «встраивания» розницы Банка Москвы в бизнес ВТБ 24. Учитывая, что ВТБ поглощает Транскредитбанк уже почти год, думаю, что на отработку всех процессов в рознице Банка Москвы, переделанным под формат ВТБ 24, уйдет не менее полутора лет», — считает независимый аналитик Дмитрий Сусанов.
Елена ГОСТЕВА