Выдвинуть Марченко как единого кандидата от стран СНГ предложил казахстанский премьер Карим Масимов на саммите председателей правительств содружества, они согласились с идеей. Москва поддерживает кандидатуру, сказал Reuters министр финансов России Алексей Кудрин. Сам Марченко назвал инициативу неожиданной, а свое избрание в МВФ — теоретически возможным.
Доминик Стросс-Кан, арестованный в США по обвинению в сексуальном домогательстве, поздно вечером в среду попросил МВФ принять его отставку с поста директора-распорядителя.
Марченко 51 год, окончил МГИМО. Возглавляет нацбанк Казахстана, был вице-премьером и советником президента. При нем довольно гладко прошла реструктуризация банков, пострадавших от кризиса, рассказывает директор казахского Центра изучения конкурентоспособности Адиль Нурмаков. Марченко обеспечил стабильность курса тенге, хотя тот же МВФ критиковал его за чрезмерные валютные интервенции, продолжает Нурмаков: «Несмотря на это, объем золотовалютных резервов страны рос».
Марченко — сильный кандидат, полагает главный экономист «Дойче банка» Ярослав Лисоволик, развивающиеся страны могут предпринять решительную попытку отойти от неписаного правила, по которому директором МВФ становится представитель Евросоюза. «В этих условиях у представителя СНГ возникает дополнительный шанс, многое будет зависеть от способности развивающихся стран консолидироваться вокруг единой кандидатуры», — говорит Лисоволик.
ЕС официально еще не выдвинул кандидата, но чаще всего звучит имя Кристин Лагард. Министр финансов Швеции Андерс Борг первым назвал ее одним из самых очевидных претендентов, обратив внимание на ее роль в борьбе с кризисом в еврозоне и координации международной финансовой политики.
Но развивающиеся страны хотят конкурентных выборов. «Нет никакой логики в традиции, по которой МВФ возглавляет европеец», — заявил министр финансов Таиланда Корн Чатикаванит: после кризиса 1997—1998 гг. в Азии знают, как решать финансовые проблемы, нужно отдать должное Стросс-Кану и МВФ — они научились на ошибках фонда в Азии. Состав руководства фонда должен лучше отражать изменения в мировой экономике и лучше представлять развивающиеся страны, заявил председатель Народного банка Китая Чжоу Сяочуань.
Схожие слова сказали вчера министры финансов Индонезии и Филиппин, а днем ранее — Бразилии и ЮАР.
Но, кроме СНГ, никто пока не выдвинул конкретной кандидатуры. Одним из наиболее перспективных претендентов называют бывшего министра экономики Турции и бывшего руководителя Программы развития ООН Кемаля Дервиша, бывшего министра финансов ЮАР Тревора Мануэля, министра финансов Сингапура Тармана Шанмугаратнама. Их имена (а также еще четырех вероятных кандидатов из Мексики, Бразилии, Индии и Китая) называет, в частности, Саймон Джонсон, бывший главный экономист МВФ, а ныне профессор Sloan School of Management при Массачусетском технологическом институте. С именем Дервиша связывают выход Турции из финансового кризиса 2001 г. благодаря реформам и кредиту МВФ. Он может получить поддержку многих стран, включая США, пишет Джонсон в колонке в Bloomberg. Но чтобы добиться успеха, не европейскому кандидату придется пообещать ЕС продолжать оказывать проблемным странам еврозоны помощь на тех же мягких условиях, что предлагал Стросс-Кан, считает эксперт.
Шанмугаратнам в среду получил должность вице-премьера Сингапура, это положило конец слухам о директорстве в МВФ, заявил он.
«Развивающиеся страны желают получить пост руководителя МВФ или Всемирного банка, но нынешняя ситуация, учитывая значительные проблемы еврозоны, говорит о необходимости европейского кандидата», — заявила вчера канцлер Германии Ангела Меркель. Проведенный Reuters опрос 60 экономистов разных стран показал, что у Лагард наибольшие шансы.
Попытка изменить порядок выбора директора МВФ уже предпринималась. В августе 2007 г., когда ЕС предложил Стросс-Кана на смену уходившему Родриго де Рато, Россия неожиданно выдвинула Йозефа Тошовски, который в 1990-е гг. был председателем центробанка и премьер-министром Чехии. Совет директоров МВФ встречался тогда с обоими кандидатами. Выбрали Стросс-Кана, но в обмен на его поддержку представители ЕС дали развивающимся странам понять, что следующий глава фонда может быть выбран на конкурентной основе.
Михаил ОВЕРЧЕНКО, Максим ТОВКАЙЛО