Последние недели финансовый мир живет одной мегасделкой. Покупается один из крупнейших мировых банков ABN Amro за рекордную в мировой истории сумму почти в $100 млрд. Но продаваться он не торопится. А голландские власти стараются выбрать наиболее привлекательного для себя покупателя.
В среду истек срок, когда голландский банк ABN Amro и британский Barclays должны были договориться о слиянии и обнародовать условия самой крупной финансовой сделки Европы. Сенсации не случилось. Вместо этого стороны заявили, что лишь в начале следующей недели будет ясно, суждено ли ей состояться. «Нет никаких намеков на то, что Barclays сможет к понедельнику договориться с ABN, — считает аналитик компании Keefe, Bruyette & Woods Джеймс Хатсон. — Период эксклюзивных переговоров завершается в пятницу, но ничто не вынуждает стороны к тому, чтобы они в пятницу дали нам окончательную цену сделки. Мне кажется, что для Barclays было бы выгоднее не спешить с объявлением цены до тех пор, пока их конкуренты из синдиката RBS не назовут свою цену». На понедельник намечены переговоры менеджмента голландского банка с консорциумом трех банков, которые могут сделать ABN конкурентное предложение, связанное с раздроблением его активов. В консорциум входят британский Royal Bank of Scotland, крупнейший банк Испании Santander и бельгийско-голландская финансовая группа Fortis. Их цель — не допустить создания европейского финансового гиганта (после слияния получится пятый по капитализации банк ЕС), а также поживиться за счет активов ABN Amro, чей бренд перестанет существовать.
Barclays идет ва-банк
Интрига состоит в том, что консорциум рейдеров готов предложить за одну акцию AB№ 40 евро, а Barclays — лишь 35 евро. По мнению аналитиков Keefe, Bruyette & Woods, Barclays может выйти из ситуации несколькими способами. Например, отказавшись от сделки и заявив, что не сможет генерировать достаточную прибыль для акционеров голландского банка. Однако в такой ситуации Barclays сам может стать кандидатом на раздробление и поглощение.
Менеджмент Barclays выбрал другую стратегию — идти вперед и сформировать собственный консорциум, который поможет банку предложить более высокую цену за ABN. Как написала в четверг The Wall Street Journal, такой консорциум, причем трансатлантический, материализовался. В него вошли испанский банк BBVA, американский Bank of America и французский BNP Parisbas. Они готовы финансировать сделку Barclays, хотя и не бескорыстно.
Американский след
Как говорится в аналитической записке компании Oppenheimer, «союзники» уверены, что Barclays постарается продать американский бизнес ABN — LaSalle Bank, имеющий подразделения в Чикаго и Мичигане, то есть самом конкурентоспособном регионе среднего запада США. По состоянию на 12 декабря 2006 года чикагский банк имел активов на $73 млрд, $45 млрд заемных средств и депозитов на $34 млрд. Именно на него и претендуют «помощники».
Ранее аналитики всерьез рассматривали возможность того, что Bank of America станет еще одним кандидатом на покупку ABN Amro. Поддержав Barclays, этот банк, равно как и два других, теряет возможность участвовать в торгах в качестве самостоятельного игрока. Ради этого британскому банку стоит пожертвовать американским активом.
Продавать другие активы ABN британский банк не будет — хотя бы ради того чтобы сохранить расположение финансовых властей Голландии, да это противоречило бы и его первоначальному стремлению приобрести ABN.
Позиция голландских властей
В борьбу за голландское банковское наследство вмешались финансовые власти. Ранее глава Центрального банка Голландии Нут Веллинк утверждал, что не будет возражать против раздела ABN на части, если это «будет осуществлять другой банк с солидной деловой репутацией». Но затем ситуация резко изменилась. В среду ЦБ Голландии, обладающий полномочиями по утверждению любой сделки в банковской сфере страны, делает официальное заявление, в котором оценивает предложение банковского консорциума во главе с Royal Bank of Scotland как рискованное. Последовала незамедлительная реакция европейских коллег.
Мигель Ордонез, глава ЦБ Испании, который регулирует деятельность Santander, тут же заявил, что не видит никаких рисков для финансовой стабильности в результате возможного дробления бизнеса ABN. В четверг Оливер Дрюер, пресс-секретарь Комиссара ЕС по внутреннему рынку Чарли МакКриви, заявил, что Европейская комиссия предупреждает Нидерланды о недопустимости дискриминации всех других претендентов на ABN Amro. «Мы не знаем, как будут развиваться события, — откровенно признает Джеймс Хатсон из Keefe, Bruyette & Woods.
Галина АНТОНОВА