Отток капитала из России ускорился с $6,2 млрд в марте до $7,8 млрд в апреле, сообщил первый заместитель председателя Центробанка Геннадий Меликьян (его цитаты — по «Интерфаксу»). Повысил на $600 млн до $21,9 млрд ЦБ и оценку оттока в I квартале, сообщил он.
Из слов Меликьяна следует, что ЦБ пересмотрел данные об оттоке и в первые два месяца года. Ранее сотрудники ЦБ оценивали отток в январе в $11 млрд, в феврале — в $6 млрд, таким образом, в марте отток должен был составить $4,9 млрд, а не $6,2 млрд.
Отток начался в прошлом сентябре, в 2010 г. он составил $35,3 млрд, в среднем за месяц — около $3 млрд, сейчас этот показатель увеличился до $7,4 млрд, подсчитал Максим Осадчий из БКФ-банка. Юлия Цепляева из BNP Paribas ожидала снижения чистого оттока капитала во II и III кварталах, но теперь собирается ухудшить свой прогноз. Пока статистика Центробанка опровергает и слова чиновников: они надеются, что высокая цена на нефть увеличит приток капитала. По итогам года приток капитала может быть нулевым, заявлял ранее замминистра экономического развития Андрей Клепач. Министр финансов Алексей Кудрин в начале апреля говорил, что Россия может закончить год вообще с чистым притоком капитала. В ноябре прошлого года Центробанк ожидал притока капитала в $10—20 млрд в 2011 г. при цене нефти $90 за баррель. Всемирный банк прогнозировал чистый приток в $13 млрд.
Благодаря дорогой нефти экспортеры получили в прошлом месяце высокие доходы, но не репатриировали и не конвертировали часть выручки, опасаясь, что будут способствовать укреплению рубля и, соответственно, увеличению своих издержек, считает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». Потребности в дополнительных капиталах у компаний нет, продолжает он, «бюджет и бизнес-планы составлялись еще в прошлом году, у компаний нет возможности вложить сверхдоходы в крупные проекты», большой объем ликвидности экономике не нужен. Гавриленков ожидает, что в мае нефть подешевеет и сверхприбыли экспортеров снизятся. Реальные ставки по депозитам стали почти отрицательными и реальному сектору выгоднее хранить средства за рубежом, отмечает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». Отток может быть связан и с ситуацией на рынках развивающихся стран, полагает Цепляева. По данным EPFR, суммарный отток средств с начала 2011 г. с развивающихся рынков составил $7,3 млрд, из России — $3,068 млрд (подробнее см. статью на стр. 09). Инвесторов беспокоит возможное увеличение налоговой нагрузки в 2012 г., называет еще одну возможную причину оттока капитала Наталия Орлова из Альфа-банка.
В одном эксперты единодушны: высокие цены на нефть сами по себе уже не способны привлечь инвесторов (средняя цена барреля нефти марки Urals — $107,5), их слишком пугает неопределенность с парламентскими и президентскими выборами 2012 г. Цепляева ждет большого оттока капитала в IV квартале, т. е. перед выборами. «Политическую ситуацию в России инвесторы расценивают как риск, это долгосрочная тенденция, которая не закончится раньше выборов», — говорит Осадчий. Политическая система России настроена под конкретных персонажей, в такой ситуации инвесторы избегают долгосрочных решений, соглашается Гавриленков.
Дарья БОРИСЯК