По данным Минфина, к лету профицит федерального бюджета достиг 355,8 млрд руб. — 1,8% ВВП. Но благостную картину во многом обеспечили длинные майские праздники —
Доходы федерального бюджета по итогам января-мая составили почти 4,2 трлн руб., сообщил в минувшую пятницу Минфин. Израсходовало правительство 3,8 трлн руб. В прошлом году в это самое время в бюджете был дефицит в 463 млрд рублей.
Экономию этого года правительство вряд ли может считать своим достижением. Если доходы поступают в бюджет с явным опережением от плана, и за пять месяцев их сборы уже составили почти половину — 47,5% — от намеченной на весь год суммы, то расходы заметно отстают, едва превысив треть годовой росписи — 36%.
Особенно резко бюджетные расходы оказались зажаты в мае, сократившись почти на треть по сравнению с апрелем. Меньше чем в мае бюджет в этом году тратил только в январе, да и то всего на 1%. Получается, что майские каникулы на активности бюджетных распорядителей сказались не меньше, чем рождественские. Благодаря этому в федеральном бюджете и возник столь существенный профицит — 4,6% ВВП. В прошлом году сокращение расходов в мае тоже фиксировалось, но было заметно меньше — на 24%.
Неравномерность расходов внутри года Минфину пока победить не удается. В прошлом году за первые пять месяцев в федеральный бюджет было собрано 46% от первоначального годового плана, зато расходы не дотянули и до 37%. Казалось бы, сейчас отставание небольшое. Но прошлый год завершился декабрьским аккордом, который оказался рекордным для последних пяти лет: расходы в декабре были в 2,1 раза больше ноябрьских и в 2,4 раза превзошли средние за предыдущие 11 месяцев. Очевидно, попытки Минфина добиться более плавного исполнения бюджета в этом году (см. «МН» от 28 марта) пока не увенчались успехом, и прошлогодний рекорд может быть побит.
Бюджетный процесс у нас устроен так, что расходный «навес» к концу года неизбежен, отмечает Елена Пенухина из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Минфин попытался в начале прошлого года перечислить сразу почти в полном объеме межбюджетные трансферты в регионы. За счет этого в прошлом году исполнение бюджета по расходам было более равномерным, чем прежде, соглашается Сергей Дробышевский из Института Гайдара. «Но через несколько месяцев стало понятно, что все идет как обычно. У нас всегда расходы запаздывают, а потом в течение нескольких последних месяцев года, разгоняя инфляцию, в бешеном темпе исполняются», — делает вывод Пенухина. К концу года мы неизбежно выйдем на бюджетный дефицит, считает Дробышевский.
Бюджет по-прежнему выручает выгодная конъюнктура. Если в целом, по данным Федерального казначейства, доходы января-мая этого года больше прошлогодних на 31,4%, фискальные сборы с импорта увеличились на 42,6%. Опережающим темпом растут и сырьевые налоги. На 41% больше поступило экспортных пошлин, собираемых преимущественно с нефти, газа и нефтепродуктов. На 39,3% больше собрано налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Наибольший прирост сборов НДПИ обеспечил природный газ. По итогам пяти месяцев поступления превзошли прошлогодние на 49,4%. Правда, ставка этого налога для газа была с 1 января 2011 года увеличена на 61%, а нефтяники обеспечили прирост сборов НДПИ на 40% и без изменения ставки, только за счет высоких цен на рынке. Так что увеличение поступлений газового НДПИ на самом деле скромнее того, что можно было ожидать.
В идеале сборы НДПИ с газа должны были увеличиться соразмерно росту ставки, соглашается президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, если не упала добыча. По данным Минэнерго, за пять месяцев добыча газа по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 2,9%. Но Григорьев указывает, что рост сборов вполне сопоставим с увеличением ставки.
Поступления по сборам, зависимым от внутреннего производства, выросли заметно слабее: поступление налога на прибыль выросло по сравнению с прошлым годом на 34,8%, внутреннего НДС — на 32,6%. Этот прирост в значительной степени связан с благоприятной для нас конъюнктурой на внешнем рынке, уверена Пенухина.
То, что общие доходы федерального бюджета в этом году выросли меньше, чем поступления по основным разделам, Пенухина объясняет снижением доходов от размещения средств Резервного фонда. На начало 2010 года в нем было 1,83 трлн руб., а к 1 января этого года — 0,78 трлн руб. (на 1 июня, по данным Минфина, с учетом курсовой переоценки, — 0,746 трлн руб.). В итоге, по данным Казначейства, доходы от размещения средств Резервного фонда сократились с 52 млрд руб. за пять месяцев прошлого года до 16 млрд в этом. А обслуживание госдолга, наоборот, стало дороже: расходы увеличились с 84,5 млрд до 99 млрд рублей.
Андрей СУСАРОВ