Вчера «Уралкалий» объявил о завершении слияния с «Сильвинитом». В России теперь только одна калийная компания. Контроль в ней (55,48%) у бизнесмена Сулеймана Керимова (17,16%) и его партнеров: Александра Несиса (12,16%), Филарета Гальчева (10,3%), Зелимхана Муцоева (8,1%) и Александра Скурова (7,76%). Остальное у миноритариев и в свободном обращении. Объединенный «Уралкалий» в 2010 г. был вторым в мире по объемам производства хлористого калия после Potash Corp.
Но компания может стать мировым лидером. Керимов присматривается к «Беларуськалию» (в 2010 г. был четвертым по производству). Вчера зампред правления Сбербанка Андрей Донских заявил, что структуры Nafta Moskva Керимова «обозначили свой интерес к этой сделке» (цитата по «РИА Новости»). «Мы находимся в стадии переговоров», — сказал банкир. Он подчеркнул, что банк «имеет намерение участвовать в сделке в качестве организатора», сама покупка будет сложной и многоэтапной.
Инвесторам это не понравилось: на Лондонской бирже «Уралкалий» к концу дня потерял 5,9% (индекс FT Russia потерял только 1,5%).
Представитель Nafta Moskva отрицает, что какая-либо из структур компании обращалась в банк, его коллега из Сбербанка на вопросы «Ведомостей» не ответил, связаться с пресс-секретарем президента Белоруссии Александра Лукашенко не удалось. Решение о сделке не принято — вопрос упирается в цену, подчеркивает близкий к «Уралкалию» источник. Ранее источники, близкие к российской компании, рассказывали, что бизнесмен обсуждал возможную сделку с Лукашенко. Но стороны не сошлись в цене. «Я четко сказал: $30 млрд на стол, а с 1 июля эта сумма будет индексироваться на уровень инфляции доллара», — заявил на днях Лукашенко. Керимов оценивает актив не дороже чем в $12—15 млрд, говорят собеседники «Ведомостей». Но тем не менее «Уралкалий» рассматривает возможность предоставления «Беларуськалию» $1 млрд в качестве предоплаты в счет будущих поставок калия, призналась российская компания на минувшей неделе. $30 млрд за «Беларуськалий» — это, конечно, дорого, $12—15 млрд ближе к справедливой стоимости компании, соглашается аналитик Raiffeizen Константин Юминов.
«Уралкалий» мог бы купить какую-то часть «Беларуськалия», считает Юминов. Но безболезненно компания может привлечь до $3 млрд, считает эксперт: $4—6 млрд будут уже тяжкой ношей. Впрочем, накануне гендиректор «Уралкалия» Вячеслав Баумгертнер заявил Financial Times, что менеджмент не вовлечен ни в какие переговоры по поводу «Беларуськалия».
«Уралкалий» в залоге
12,3% акций «Уралкалия» (вчера стоили $2,25 млрд), принадлежащие Сулейману Керимову (6,24%), Филарету Гальчеву (4,81%) и миноритарным акционерам (1,25%), заложены в Сбербанке по сделкам репо, раскрыла компания. Для Керимова это «техническая сделка», связанная с привлечением средств Nafta Moskva, говорят два близких к компании источника.
Александра ТЕРЕНТЬЕВА, Мария РОЖКОВА