В последнее время на рынке активизировались аферы с поддельными гарантиями банков — в Москве уже выявлено несколько попыток мошенников использовать при заключении сделок поддельные гарантии различных банков, говорится в сообщении НС-банка. Сейчас количество таких фальшивых гарантий, по подсчетам экспертов банка, может составлять 30% от всего рынка. «Чтобы участвовать в тендерах на предоставление услуг государственным органам, необходимо предоставить банковскую гарантию, но ее стоимость зачастую доходит до 5% от суммы сделки — очевидно, что многие не хотят за нее платить и идут на подлог», — рассказывает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
«Для устранения этой проблемы службой безопасности НС-банка был принят ряд профилактических мер: ее сотрудники обзванивают структуры госзаказчиков, направляют им письма с предложением проверять каждую полученную ими гарантию банка», — рассказывает его представитель Ярослав Гайдуков. Структуры госзаказчиков охотно идут навстречу, поскольку не меньше заинтересованы в предотвращении мошеннических действий, говорит Гайдуков.
Перепроверка подлинности гарантий может занимать до недели, многое зависит от того, как организована процедура их выдачи в конкретном банке, сказал директор юридического департамента Первого республиканского банка Виталий Алтунин. «Первый республиканский», по его словам, полгода назад также столкнулся с этой проблемой. И был вынужден не только ужесточить контроль за документооборотом, но и поменять бланки гарантий, рассказал он.
Ответственность за контроль должна лежать непосредственно на организаторе тендеров, так как в случае такого мошенничества именно он несет риски потерь, считает Аксаков. Многие государственные организации и так, как правило, просят от банков дополнительное подтверждающее письмо о выпуске гарантии, отмечает член правления Райффайзенбанка Оксана Панченко. Но бывают случаи коррупционных схем, когда организаторы сами заинтересованы в том, чтобы лояльно смотреть на подлинность гарантии, напоминает Аксаков. «Необходимо обязать проводящие тендеры госструктуры связываться с кредитными организациями и проводить перепроверку гарантий», — считает он.
Маргарита ПАПЧЕНКОВА