Юниаструм Банк, клиенты которого во время кризиса за месяц лишились 90% своих средств, вложенных в общие фонды банковского управления (ОФБУ), вновь оказался в центре внимания регуляторов. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело, уличив банк в недобросовестной конкуренции. При этом у ФАС гораздо больше шансов заставить банк выплатить штраф, чем у пайщиков ОФБУ вернуть назад свои средства.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении Юниаструм Банка в части доверительного управления активами клиентов. Как пояснила «Ъ» начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева, ведомство усмотрело в действиях банка признаки недобросовестной конкуренции (нарушение п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»). Дело возбуждено по результатам рассмотрения обращений клиентов банка, отдавших свои средства в общие фонды банковского управления (ОФБУ).
По данным ФАС, Юниаструм Банк вводил в заблуждение клиентов, распространяя информацию об ОФБУ, заявленная стратегия инвестирования которых аналогична составу страновых индексов Бразилии, Южной Кореи и России. «Банк в качестве ориентира доходности ОФБУ указывал доходность страновых индексов. Однако впоследствии выяснилось, что индексы во время кризиса устояли, а клиенты понесли убытки»,— пояснила госпожа Бондарева. Как показала дальнейшая проверка, инвестиционные стратегии ОФБУ не совпадали с составом индексов. По словам госпожи Бондаревой, речь идет об инвестициях в период 2008—2010 годов. Всего в ФАС поступило более 15 жалоб. Дело в отношении Юниаструм Банка будет рассмотрено 3 августа, помимо сотрудников ФАС в состав комиссии войдут представители Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центрального банка.
Банк уже был фигурантом разбирательств со своими клиентами, передавшими ему средства в доверительное управление. В частности, в декабре 2008 года ФСФР приостановила действие лицензии банка на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выявив в ходе проверки грубые нарушения законодательства о ценных бумагах. Проверка Юниаструм Банка была инициирована после получения претензий со стороны пайщиков ОФБУ банка, которые жаловались на снижение за сентябрь 2008 года стоимости паев на 90%. После череды скандалов с ОФБУ Юниаструм Банк принял решение провести «реорганизацию» фондов и объявил о расторжении договоров доверительного управления. На 24 июня стоимость чистых активов 80 ОФБУ под управлением банка составляет всего 6,8 млн руб.
В Юниаструм Банке заявили, что пока «не в курсе претензий ФАС». «Такие случаи — следствие общих проблем в регулировании ОФБУ»,— считает гендиректор компании «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс» Владимир Кириллов. Впрочем, признает он, расхождения между заявленной инвестдекларацией и реальной стратегией есть не только в ОФБУ, но и в ПИФах. «Например, в составе ПИФов облигаций нередко можно увидеть акции. На это не обращают внимания, когда рынок растет, но когда он падает, несмотря на консервативную стратегию, стоимость активов фонда резко снижается»,— говорит господин Кириллов.
Участники рынка считают, что по результатам рассмотрения дела банк признают виновным в нарушении законодательства. В обоснование этой позиции приводится недавнее разбирательство ФАС с управляющей компанией «Тройка Диалог», которая, согласно выводам регулятора, вводила в заблуждение клиентов в отношении качества услуги по доверительному управлению ценными бумагами. Комиссия ФАС пришла к выводу, что процедура управления средствами клиентов не соответствовала заявленной на сайте, в отчетах клиентам были представлены неполные или недостоверные сведения (см. «Ъ» от 3 февраля). Госпожа Бондарева соглашается, что «дело Юниаструм Банка очень похоже на случай с «Тройкой»».
Если вина Юниаструм Банка будет доказана, он должен будет выплатить штраф в размере 300—500 тыс. руб. Вслед за этим могут последовать иски клиентов о возмещении убытков. Такая практика сложилась в случае с управляющей компанией «Тройка Диалог». Правда, ее клиентам пока так и не удалось получить компенсацию, и сейчас судебные разбирательства продолжаются.
Александр МАЗУНИН