Россельхозбанк, возглавляемый Дмитрием Патрушевым (сын секретаря Совета безопасности Николая Патрушева), может лишиться примерно 4 млрд рублей ежегодных доходов. Примерно столько денег сейчас выплачивает государство в виде процентов по кредитам банка, привлекаемым для закупки зерна в интервенционный фонд.
Чтобы сэкономить 4 млрд рублей в год, потребуется выделить 45—50 млрд рублей. Как выяснили «Известия», такой объем средств министр сельского хозяйства Елена Скрынник предлагает направить в специальный финансовый фонд для государственного регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Из бюджета предлагается выделить только часть денег, в фонде также будут аккумулироваться средства собственно от проведения интервенций. Денег должно хватить, чтобы обеспечить закупку примерно 10% производимого в России зерна.
Создание фонда сейчас активно обсуждается в правительстве. Действующий механизм, когда привлекаются кредиты коммерческого банка, не в полной мере соответствует принципам государственного регулирования рынка зерна и не обеспечивает необходимую эффективность, пишет Скрынник в правительство.
Нынешняя схема финансирования зерновых интервенций такова: «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) берет кредит в Россельхозбанке и на него закупает зерно, которое остается в залоге у банка. Затем ОЗК продает зерно на рынке и гасит кредиты. Деньги соответственно поступают в бюджет.
Эксперты согласны с тем, что такой механизм неэффективен. «Сейчас деньги от реализации поглощает бюджет, они не обращаются внутри зернового рынка. Каждый раз средства необходимо выделять из бюджета, для чего принимается отдельный закон», — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
А некоторые участники рынка скептически оценили предложенные Минсельхозом реформы зерновых интервенций. «Вот скажите, какая разница — брали деньги из бюджета, теперь из фонда. Никакой эффективности не было и не будет», — уверен глава зернотрейдерской компании «Валары» Кирилл Подольский.
По мнению Аркадия Злочевского, ОЗК — наиболее вероятный кандидат на то, чтобы управлять новым фондом. Причем для этого скорее всего не надо будет проводить тендер, а достаточно выпустить отдельное постановление правительства.
В ОЗК отказались комментировать перспективу стать управляющим фондом. Так же как и в Россельхозбанке, который в случае создания фонда лишится права кредитовать ОЗК. Отметим, что государственная ОЗК стоит в плане на приватизацию в 2012 году. И для будущего акционера компании этот фонд будет дополнительным аргументом. Зато потеря одного из источников дохода вряд ли обрадует потенциальных инвесторов Россельхозбанка, приватизация которого намечена в этом году. Или даст им возможность требовать скидку на акции банка.
Роман ОВЧИННИКОВ