Первый актив в империи экс-сенатора от Тувы Сергея Пугачева (владелец Межпромбанка — МПБ) может быть продан до конца года. Как рассказал «Известиям» замгендиректора АСВ Валерий Мирошников, Народный банк Республики Тыва (НБРТ), 53,3% которого владел МПБ, оценен агентством в 41,3 млн рублей.
— Мы торопились с оценкой именно этого актива, чтобы можно было продать его до конца года, — говорит Мирошников. — С 1 января следующего года банк не будет соответствовать требованиям по размеру капитала, а в наши планы не входит докапитализация.
Действительно, менее чем за полгода собственный капитал НБРТ должен увеличиться с 96 млн рублей до 180 млн.
Народный банк Республики Тыва перешел под контроль АСВ в феврале этого года, после краха финансовой империи Сергея Пугачева. Он владел 53,3% НБРТ через Межпромбанк, лицензия у которого была отозвана в октябре 2010 года. Агентство по страхованию вкладов рассчитывало продать банк, чтобы пополнить конкурсную массу. Тем более что «живых» активов в империи Пугачева осталось не так много. Другой крупный акционер НБРТ — правительство Тувы (42,6% акций) — обещал посодействовать АСВ в поиске потенциального инвестора.
По словам Валерия Мирошникова, покупатель наконец нашелся. Как сообщил первый вице-президент НБРТ Евгений Ванхобин, это Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тувы, стопроцентным акционером которого является министерство земельных и имущественных отношений республики. То есть, можно сказать, что, потеряв надежду найти внешнего инвестора, правительство Тувы само решило выкупить акции у АСВ.
По словам Валерия Мирошникова, переговоры о продаже сейчас ведутся, но у сторон есть некоторые расхождения по вопросу цены. Правда, в министерстве земельных и имущественных отношений Тувы «Известиям» сказали, что готовы выкупить долю АСВ по оценочной стоимости.
— Сейчас мы изыскиваем средства для покупки банка и на его докапитализацию, — сказал Александр Ооржак, начальник отдела приватизации, анализа и управления государственным имуществом министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Как отвечает Евгений Ванхобин, сама по себе заявка и аванс за участие в торгах автоматически означают согласие приобретения акций по оценочной стоимости. Правда, сам топ-менеджер требуемую сумму считает завышенной.
— Если брать 53% от собственного капитала с учетом поправочных коэффициентов, связанных с качеством кредитного портфеля, обязательствами, рисками, то это достаточно высокая цена, — считает первый вице-президент НБРТ. — Номинал пакета составляет 30,6 млн рублей. Оценка могла бы быть проведена и в пределах номинала, что привлекло бы инвесторов. Но с учетом доходов будущих периодов, может, банк столько и стоит.
Впрочем, торги состоятся в августе, и у инвесторов еще есть время принять в них участие. Но вряд ли банк будет интересен кому-то еще.
— Народный банк Тувы реально практически ничего не стоит, — считает начальник аналитического отдела Forex club Андрей Диргин. В рейтинге он на 757-м месте по чистой прибыли и на 900-м — по нетто-активам. По отчетам его активы составляют 310 млн рублей, но скорее всего эти цифры очень раздуты. У банка нет даже розничной сети. Это абсолютно неликвидный актив. Заинтересоваться им может разве что местный тувинский игрок — для каких-то своих нужд.
Но зачем такой банк понадобился исполнительной власти Тувы?
— У правительства республики есть желание сохранить НБРТ, — говорит Евгений Ванхобин. — Во-первых, это финансовый инструмент, а во-вторых, он нужен исходя из имиджевой составляющей. Соседний регион Хакасия имеет два головных банка на своей территории, которые являются крупнейшими налогоплательщиками. В Туве наш банк единственный местный. Остальные филиалы других кредитных организаций. Из всех банков на территории республики налоги платим только мы. Поэтому это экономически обоснованно — сохранить нормально функционирующую структуру.
Свое мнение относительно замыслов правительства высказал и миноритарный акционер НБРТ руководитель артели старателей «Ойна», которой принадлежит 1,6%, Анатолий Неволин:
— У них далеко идущие планы. Ценность республики начнет возрастать, когда появятся железная дорога и международный аэропорт.
Кстати, миноритарий также не прочь продать свои акции.
— Мы вложили свои деньги в капитал банка, а зачем? С момента основания у нас было 5—6%, а потом господин Пугачев решил увеличить уставный капитал. Наша доля уменьшилась, и нас исключили из совета директоров. С тех пор все решали без нас, — возмущается Неволин.
Правда, по его словам, на данный момент ему поступило единственное предложение от правительства Тувы, которое готово принять акции миноритария на безвозмездной основе. Что его, естественно, не устраивает.
Но доля Неволина погоды не делает. Сейчас правительству Тувы нужно найти более 125 млн рублей, что составляет около 1% расходной части бюджета республики.
Ольга МАРКОВА