В ближайшие месяцы курс рубля останется относительно стабильным, следует из опубликованной на прошлой неделе оценки платежного баланса России. В более отдаленной перспективе ситуация менее определенная. Главный вопрос — как быстро отток капитала сменится притоком и насколько он компенсирует сокращение текущего счета платежного баланса.
«У участников валютного рынка есть ожидания, что положительное сальдо текущего счета платежного баланса будет уменьшаться, поэтому возможны риски ослабления рубля в недалекой перспективе. Это не мое мнение, это ожидания участников рынка,— сказал глава Банка России Сергей Игнатьев, представляя годовой отчет ЦБ в Госдуме.— На фоне таких ожиданий многие предпочитают хранить средства в валюте, а это статистически отражается как отток капитала».
На самом деле такие опасения есть не только у участников рынка, но и, например, у замглавы Минэкономики Андрея Клепача. В конце июня, выступая на Российском экономическом и финансовом форуме в Страсбурге, он отдельно остановился на рисках, связанных с платежным балансом. Сейчас благодаря высоким ценам на нефть «потенциал укрепления курса рубля очень большой, несмотря на отрицательную динамику по счету капитальных операций», цитирует его слова «РИА Новости».
Зато в 2013—2014 годах
Опубликованная на прошлой неделе оценка платежного баланса за первое полугодие 2011 года еще раз подтвердила и основные тенденции, и существующие опасения. Чрезвычайно быстрыми темпами растет импорт, однако текущий счет остается весьма высоким. Ничего удивительного, высоки цены не только на нефть и газ, но и на другое вывозимое из России сырье. Отток капитала продолжается, хотя во втором квартале 2011 года он оказался ниже, чем в двух предшествующих.
Конкретные цифры таковы: во втором квартале 2011 года экспорт товаров из РФ составил $135 млрд, на 38,5% больше, чем годом раньше, при этом доля нефти, газа и нефтепродуктов на протяжении последних шести кварталов составляет 63—67% всего экспорта. Импорт достиг $83 млрд за квартал, ровно столько, сколько было в рекордном предкризисном третьем квартале 2008 года, темпы его роста в годовом выражении тоже рекордно высоки — 42,5%. Счет текущих операций в апреле-июне 2011-го — $25,2 млрд, чуть ниже, чем в январе-марте ($32,4 млрд), но значительно выше, чем годом ранее ($18,6 млрд). Примерно так оно и ожидалось.
Относительным сюрпризом стала оценка чистого оттока капитала. Во втором квартале 2011-го из страны вывезено «всего» $9,9 млрд, в первом квартале 2011-го — $21,6 млрд, в четвертом квартале 2010-го — $19,6 млрд. Удивительно здесь не то, что отток снизился; это главным образом бухгалтерское отражение роста импорта. Сюрприз в том, что за пять месяцев, по оценкам российских чиновников, отток составлял $35 млрд, а за шесть оказался меньше — $31,2 млрд. Если оценки верны, это значит, что в июне отток сменился притоком.
Впрочем, небольшие колебания этого показателя пока не меняют общей картины. Относительно небольшое снижение цен на нефть — и текущий счет схлопнется, отток капитала ускорится, рубль окажется под серьезным давлением, а экономика в целом — перед лицом болезненных мер.
По оценке Михаила Хромова из Института экономической политики, сейчас счет текущих операций обнулился бы уже при $65—70 за баррель. В зависимости от того, насколько синхронно бы обвалились спрос и цены на другое сырье, этот уровень может быть на несколько долларов выше. Удалось бы в этой ситуации компенсировать нехватку валюты за счет притока капитала, включая иностранные инвестиции, и удержать стабильный рубль — открытый вопрос и для самих российских властей. Не зря же они чуть ли не хором ругают инвестиционный климат.