Фондовая биржа ММВБ подвела промежуточные итоги расследования последствий сбоя на площадке 20 апреля. Краткосрочное отключение электропитания и перерыв в торговой сессии привели к расхождению данных о сделках между биржей и брокерами. Перерыв в торгах биржа считает форс-мажором и компенсировать клиентам брокеров потери, которые могут составить до 0,5 млн руб., не собирается.
В минувшую пятницу состоялось совместное заседание комитета по технической политике и комитета по фондовому рынку при совете директоров фондовой биржи ММВБ. На нем были доложены предварительные итоги расследования апрельских сбоев в торговых системах. Как стало известно Ъ, по данным расследования, проведенного ММВБ, некоторые сделки, отраженные в торговых системах брокеров, в ядре торговой системы не были зарегистрированы. Теперь признать эти сделки действительными и проводить по ним расчеты биржа отказывается.
Всего во второй декаде апреля произошло три сбоя, наиболее существенный из которых зарегистрирован 20 апреля. Тогда в результате кратковременного отключения электропитания были приостановлены торги на валютной и фондовой биржах. При этом торги на ФБ ММВБ были восстановлены лишь спустя 2 часа 10 минут.
Расхождение в данных могло возникнуть вследствие того, что заявки на продажу или покупку ценной бумаги были зафиксированы на промежуточных системах, связывающих биржу с брокером, но в ядро системы не попали
Брокерское сообщество разделилось в своем отношении к сбою на бирже и его финансовым последствиям. «Клиенты недовольны тем, что биржа не признает некоторые сделки,— отмечает вице-президент инвесткомпании Ренессанс-онлайн Олег Базер. — При этом и мы, и клиенты понимаем, что сбой — это форс-мажор, и биржа вправе никому не компенсировать недополученную прибыль». «Из договоров между биржей и брокером, и договоров между брокером и клиентом ясно, что сбой 20 апреля относится к разряду форс-мажорных и за него никто ответственности не несет»,— считает директор департамента активных операций инвесткомпании «Брокеркредитсервис» Андрей Алетдинов.
Однако участники рынка отмечают, что объяснить клиентам такой форс-мажор очень сложно. «Клиенты привыкли, что мы всегда решаем все их проблемы. Им трудно смириться с тем, что недополученную прибыль им никто не компенсирует»,— заявил Ъ на условиях анонимности один из крупнейших российских интернет-брокеров. При этом все опрошенные брокеры говорят, что речь идет не об убытках, а о недополученной прибыли, так как за время сбоя котировки некоторых бумаг изменились на 20%. По мнению брокеров, суммарная недополученная прибыль может составить 200—500 тыс. рублей.
Теперь брокерам придется решать проблемы с клиентами самостоятельно и быть готовыми к тому, что в будущем при невыполнении рекомендаций биржи их могут отключить от торгов. К последней инициативе брокеры отнеслись негативно: как заявил первый заместитель гендиректора инвесткомпании «Финам» Игорь Степанян, это было бы «неконструктивным шагом». Но на ММВБ не намерены от нее отказываться. «Подписывая заявление о приеме в члены биржи, каждый брокер обязуется соблюдать правила торгов. И если члены фондового комитета проголосуют за внесение в правила пункта о принудительной перезагрузке, брокерам придется их или выполнять, или отказаться от торгов на ФБ ММВБ»,— заявил Ъ источник на бирже.
Елена ГОСТЕВА