Банк «Русский стандарт» первым из российских банков официально объявил, что всерьез рассматривает в качестве риска возможность появления в России дочерних банков иностранных автопроизводителей. Это он указал в своем ежеквартальном отчете по ценным бумагам за первый квартал 2007 года, отметив, что их появление может «негативно отразиться на деятельности банка».
В отчете по ценным бумагам за первый квартал, в разделе «Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности кредитной организации-эмитента», помимо ставших обычными параметров риска вроде «роста «плохих долгов», мошенничества на рынке кредитных карт» и т. д. «Русский стандарт» указал «экспансию на российский рынок автокредитования дочерних финансовых структур иностранных автопроизводителей». Пресс-служба банка не комментировала эту информацию.
«Главным преимуществом компаний, аффилированных с зарубежными автопроизводителями, являются дешевые денежные ресурсы и, соответственно, низкие процентные ставки, — отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Денис Мухин. — Кроме того, если у официальных дилеров будет заключено соглашение с каким-то конкретным банком, другие участники рынка просто будут вынуждены покинуть эту нишу».
С ним согласен и директор департамента развития розничного бизнеса Промсвязьбанка Алексей Михайлик: «Насколько мне известно, банки, аффилированные с зарубежными автоконцернами, выдают кредиты в США ниже 5% годовых. Конечно, такую процентную ставку сейчас предлагать населению просто нерационально, это только увеличит очереди за зарубежными автомобилями. Логично было бы выдавать кредиты на 1—2 процентных пункта ниже 9% годовых, это уже в значительной степени отсекло бы конкурентов».
По мнению
О намерении открыть в России свои дочерние банки заявляли Toyota, BMW, DaimlerChrysler. Кроме того, некоторое время назад появилась информация, что американский Ford рассматривает подобную возможность.
Однако у российских банков все же есть определенный шанс остаться на рынке. «Помимо первичных продаж есть автокредитование подержанных машин и покупок российского автопрома, — отмечает Денис Мухин. — Зарубежные специализированные банки всегда стремятся захватить наиболее прибыльную нишу, сложные рынки их мало интересуют».
«Кроме того, важно учитывать тот факт, что и российский рынок автокредитования растет стремительными темпами, предлагая заемщикам новые интересные программы и дополнительные преференции, — подчеркивает заместитель председателя правления Абсолют Банка Олег Скворцов. — Вопрос о том, насколько готовы западные банки, самостоятельно выходящие на российский рынок, адаптироваться к его условиям, остается пока открытым».
Косвенно такую неадаптированность подтверждает решение General Motors Acceptance Corp. (GMAC) заключить соглашение о стратегическом партнерстве с Альфа-Банком. Вскоре после этого Альфа-Банк снизил процентные ставки примерно на 1%, до 9% годовых. «Если посмотреть на структуру российского рынка автокредитования, станет понятно, почему было заключено соглашение: на нем значимую роль играют только российские банки», — пояснила главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. Однако в самой GM возможности открытия в России своей финансовой структуры не исключают. «GM давно работает на этом рынке и рассматривает все возможности для развития бизнеса», — отметили в компании.
По оценкам старшего аналитика ИБ «КИТ Финанс» Марии Кальварской, даже с приходом аффилированных с автопроизводителями структур суммарная доля зарубежных банков на рынке автокредитования за ближайшие
Это подтверждают и зарубежные данные. В целом такие банки финансируют треть всех продаж по автокредитованию. Так, специализированный банк розничного финансирования альянса Renault-Nissan RCI Banque финансирует 36,1% продаж по кредитам Renault и 29,6% — Nissan. На кредиты Ford Motor Credit покупается 37% автомобилей марок Ford, Lincoln и Mercury в США и 28% Ford в Европе. GMAC предоставила ссуды на покупку 37% машин концерна General Motors. Banque PSA Finance финансировал покупку примерно 25% автомобилей Peugeot и Citroen.
Впрочем, «Русскому стандарту» вряд ли стоит беспокоиться на этот счет. Его основной бизнес сосредоточен в потребительском кредитовании, а доля на рынке автокредитования, как следует из отчетности банка, составляет 7,4%.
Борис ДЕРЕВЯГИН, Даниил ШАБАШОВ