Россия пока не член ВТО, но первый звонок на российском рынке слияний и поглощений в банковской сфере прозвенел еще год назад, когда Raiffeisenbank приобрел за 550 миллионов долларов Импэксбанк.
За первой сделкой последовал ряд других, не менее значимых. В частности, Societe Generale в том же году выкупила у Росбанка 20 процентов его акций, заплатив за них 634 миллиона долларов, затем ВТБ за 395 млн. долларов продал итальянскому UniCredit пятую часть своей доли в Международном московском банке. Итальянцам этого оказалось мало, и они за 424 миллиона долларов приобрели еще и банк «Атон-Брокер».
Таким образом, процесс, несмотря на все возражения со стороны АРБ, пошел. Очередной и, конечно же, не последней стала совершенная недавно рекордная по цене сделка бельгийской банковской группы КВС (входит в число 50 крупнейших банков мира) с российским «Абсолютом». За 92,5 процента его акций КВС выложила 925 миллионов долларов, оценив весь банк в 1 миллиард долларов. КВС намерена стать его полноправным и единственным владельцем. Сейчас бельгийцы ведут переговоры о приобретении недостающих 7,5 процента акций «Абсолюта», которые принадлежат IFC. С одобрения Федеральной антимонопольной службы и Банка России сделку планируется закрыть в ближайшие месяцы.
Банк «Абсолют» привлек бельгийцев быстрым ростом капитала и хорошей управляемостью. Активы КВС оцениваются в 325,4 миллиарда евро, капитал банка — 17,2 миллиарда евро. Как уже отмечалось, группа КВС входит в число 50 крупнейших банков мира и работает в странах Центральной и Восточной Европы.
К слову, иностранные банки уже не первый год работают с российскими клиентами по оказанию трансграничных банковских услуг. Крупные российские компании и даже рядовые граждане охотно ими пользуются. Около 40 процентов заимствований российских компаний сегодня приходится на банки, находящиеся за пределами России. Но те, кто обосновался на ее территории, пока обязаны действовать по правилам, которые диктует закон и Банк России, т. е. делать отчисления в фонд обязательного резервирования, отчитываться перед ЦБ в своей финансовой деятельности и осуществлять денежно-кредитные операции по тем правилам, которые установлены ЦБ для всей российской банковской системы.
Прямые же филиалы загранбанков, если они появятся в России, будут неподотчетны ЦБ РФ и не обязаны придерживаться российских правил игры на финансовом рынке. А работать в России через прямые филиалы проще и более выгодно. Центробанк и АРБ готовы согласиться на присутствие иностранных кредитных организаций на российском финансовом рынке лишь в форме «дочек», что, по мнению аналитиков АРБ, создает равные условия конкуренции между отечественными и иностранными банками.
Защита национального суверенитета в финансовой сфере — дело престижа для любого государства, и здесь уступки сравни поражению в глобальном масштабе. Чем грозит российской банковской системе слияние ее структур с зарубежными банками? По мнению руководств АРБ, свободный доступ на российский финансовый рынок таких гигантов, как Citibank, Societe Generale, КВС без создания юридического лица на территории России, предоставляет им определенные конкурентные преимущества перед российскими банками. Последние в борьбе за массового вкладчика, вне всякого сомнения, окажутся в проигрыше и рано или поздно будут поглощены пришельцами. В конечном счете, это может обернуться крахом для всей российской банковской системы, которая по-настоящему еще не сформировалась и не окрепла.
Александр ДЕДУЛ