По итогам IPO ВТБ никому из новых акционеров банка не досталось более 1% акций банка — таким образом ВТБ удалось оградить себя от «крупных миноритарных акционеров», которые способны организовать оппозицию правлению и мажоритарным акционерам в больших компаниях.
Как рассказал источник Ъ, близкий к организаторам IPO ВТБ, крупнейшие заявки от юридических лиц составляли до $1,5 млрд, от физических лиц — $40—50 млн. Источник в другом инвестбанке, проводившем размещение, сообщил, что в процессе алокации эмитент и организаторы IPO определили так называемых ключевых инвесторов. Всего их оказалось пять, из которых только двое имели российскую «прописку». Они и получили самые большие пакеты акций — на общую сумму $1 млрд. По данным «Интерфакса», среди иностранных инвесторов наиболее крупный пакет (около 5% от размещенных бумаг) купил сингапурский государственный фонд Temasek, около 3% — фонд Capital International. Представитель Capital International Саймон Левелл комментировать эту информацию отказался.
Цена за акцию ВТБ была установлена в размере 13,6 коп. ($0,00528) за штуку, или $10,56 за GDR (соответствует 2 тыс. акций). Всего к размещению было предложено 1,53 трлн обыкновенных акций. В России ВТБ размещал 35% от объема IPO, за рубежом — 65%. Было подано более 131 тыс. заявок от физических лиц, более 1000 заявок — от юридических лиц. По итогам размещения капитализация ВТБ составила $35,6 млрд. Организаторами размещения выступили Citibank, Deutsche Bank, Goldman Sachs и «Ренессанс Капитал».
Представитель банка Goldman Sachs сообщил Ъ, что «в первую очередь акции получат наиболее авторитетные институциональные инвесторы вне зависимости от их географического положения». Кроме того, заявки частных российских акционеров также будут удовлетворены. Наибольший спрос на акции ВТБ отмечен среди институциональных инвесторов из России, Великобритании, США и Германии.
По словам одного из российских инвестиционных банкиров, заявки российских инвесторов составляли не более $200—300 млн. Другой источник Ъ среди банков -организаторов подтвердил, что «пакетов больше $300 млн от российских инвесторов не было». Он же рассказал, что в IPO ВТБ участвовали не более десяти крупных российских инвесторов. При этом в компании «Ренова» и «Базэл» заявили Ъ, что не покупали акции ВТБ. В компании «Интеррос» сказали, что не вкладывали «масштабных средств» в бумаги ВТБ, но состав своего инвестиционного портфеля не комментируют. Не инвестировали в ВТБ и средства «Интеко».
Таким образом, крупнейшие акционеры получили не более 1% в уставном капитале ВТБ. И в банке должны быть довольны таким распределением акций. Как ранее заявлял в интервью Ъ глава ВТБ Андрей Костин, банк не очень заинтересован в появлении крупных миноритариев (см. Ъ от 11 апреля). Вчера от официальных комментариев в ВТБ отказались.
Пока рынок живет ожиданием роста котировок акций ВТБ. В управляющей компании «Альянс РОСНО управление активами» потенциал роста ценных бумаг оценивают в ближайшие три месяца в 15%. Более оптимистичны аналитики из «Финама», ожидающие к концу года роста до 17,2 коп. за акцию, то есть на 27%. Поводом для этого стало ожидание включения ценных бумаг ВТБ в расчет индекса MSCI Russia Standard, что должно спровоцировать дополнительный спрос со стороны зарубежных фондов.
Однако участники рынка считают, что инвесторы, вложившиеся в бумаги банка при IPO, в ближайшее время могут зафиксировать спекулятивную прибыль. По словам старшего экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, «те, кто хотел, уже удовлетворили свой аппетит, и основную прибыль они получат в ближайшее время». При этом, по мнению аналитика МДМ-банка Алекса Кантаровича, если по отношению P/BV (стоимость акций к капиталу) ВТБ выглядит дешевым по отношению Сбербанку, то по рентабельности капитала Сбербанк превосходит ВТБ (18% против 10%). И после ажиотажа, вызванного размещением ВТБ, инвесторы смогут понять, что Сбербанк (с показателем P/E на уровне 21—24) «является более привлекательным вариантом».
Юлия ЧАЙКИНА, Наиля АСКЕР-ЗАДЕ, Елена КИСЕЛЕВА