Банк России стремительно диверсифицирует золотовалютные резервы страны (ЗВР), раскладывая их по большему количеству активов. В опубликованном вчера «Обзоре деятельности Банка России по управлению резервными валютными активами» дается ответ на популярный вопрос — куда ЦБ вкладывает «закрома Родины»? Выпущенный вчера обзор — уже второй. Первый был опубликован в конце февраля этого года и касался первого полугодия 2006 года. Нынешний охватывает еще и прошлогодний третий квартал.
Главным изменением, произошедшим прошлым летом и осенью, стало уменьшение в ЗВР доли американских долларов, в которых традиционно хранится наибольшая сумма. В первом полугодии 2006 года доля долларов составляла больше половины (51,5%) всех вложений ЦБ в иностранные (так называемые резервные) валюты. Но в третьем квартале она снизилась до 49%. Зато выросли доли евро и британских фунтов стерлингов. И если доля фунтов в валютных запасах нашей страны прибавилась ненамного (с 9,8 до 10% от всех резервов валюты), то доля евро выросла достаточно заметно — с 38,6 до 41%. Напомним, что когда прошлой осенью ЦБ объявлял об увеличении доли евро в ЗВР, он объяснял это мировой тенденцией ослабления доллара. Помимо доллара, евро и британского фунта, ЦБ хранит часть резервов в японских иенах и швейцарских франках. Сколько именно хранится в этих валютах, не уточняется, но сам ЦБ характеризует эти доли как незначительные.
Валютные резервы ЦБ размещены в банковских депозитах и ценных бумагах иностранных государств. Количество государств, в бумаги которых вложены активы ЦБ, превышает число валют, и список их постоянно расширяется. В первом полугодии в него входили: США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Голландия, Бельгия, Канада, Ирландия, Дания и Швейцария. В третьем квартале к ним добавились Испания и Австрия. Этими странами список не исчерпывается, но общая доля остальных составляет всего 0,1% и проходит по категории «прочие». В этом сегменте наблюдаются аналогичные тенденции, что и в валюте. Страной-лидером (по объемам вложенных ЦБ в ее активы средств) остается США, хотя за третий квартал их доля в ЗВР снизилась с 29,4 до 24,6%. Кроме того, уменьшилась доля и находящейся на втором месте Германии (с 21,1 до 20,0%). А доля Великобритании, напротив, выросла с 13,9 до 16,6%.
Чтобы наглядно показать, какую доходность приносят Центробанку его инвестиции ЗВР, он (ЦБ) использует так называемые портфели. Они делятся на две категории — операционные и инвестиционные и формируются по всем основным валютам. Операционный портфель формируется за счет краткосрочных активов и управлением им «обеспечивает поддержание ликвидности валютных активов». Инвестиционный же портфель — это совокупность долгосрочных бумаг и управление им направлено «на получение дополнительной доходности». Центробанк сумел увеличить доходность инвестиций. Итоговая доходность операционного и инвестиционного портфелей валютных резервов за январь-сентябрь составила по долларовым инструментам 3,60% (2,03% за январь-июнь), номинированным в евро — 1,88% (1,06% за полугодие), в фунтах стерлингов — 3,13% (1,92%). Но главным новшеством по сравнению с первым полугодием можно считать появление операционного портфеля японской иены. Он был сформирован только в июле прошлого года и поэтому его доходность с начала года рассчитана ЦБ искусственно. Пока японский портфель является самым низкодоходным инструментом в управлении Банка России. Его рассчитанная с начала года доходность составила всего 0,19%, при том что фактически этот портфель принес дохода еще меньше. Инвестиционного же портфеля в этой валюте у ЦБ пока нет. Достигнуть повышения доходов удалось за счет более рискованной стратегии, которую выбрал в третьем квартале Центробанк. За это время распределение активов по степени их кредитного риска изменилось следующим образом: доля бумаг с минимально допустимым рейтингом «А» (по классификации международных рейтинговых агентств) выросла с 11 до 17% по сравнению с первой половиной года. В свою очередь доля бумаг с рейтингом «АА» — уменьшилась с 51 до 50%, а с рейтингом «ААА» (то есть наиболее надежных, но наименее доходных) — с 38 до 33%. При этом еще по итогам первых шести месяцев аналитики говорили, что портфель не слишком консервативный, а с тех пор его рискованность только повысилась. Но управляющие активами не слишком опасаются оказаться в числе обманутых вкладчиков.
Егений МАЗИН