Многострадальный закон «О Центральном депозитарии», который разрабатывается уже 9 лет и который так ждут профучастники рынка, снова завис в межведомственных согласованиях. По информации «Известий», Минфин не готов согласиться с двумя ключевыми пунктами, предлагаемыми Центробанком.
Во-первых, ЦБ настаивает на введении обязательного лицензирования кредитной деятельности для небанковских организаций, которые пожелают аккредитоваться при Центральном депозитарии. Речь идет, собственно, о существующих ныне депозитариях, которые работают фактически бесконтрольно. Последствия такой деятельности всем известны хотя бы на примере дела Соцгорбанка и связанных с ним кредитных организаций. По данным следствия, они использовали номинальные депозитарии для хранения фальшивых векселей. Во-вторых, ЦБ предлагает ввести единственный счет номинального держателя, который будет открыт Центральному депозитарию в реестрах. По мнению Центробанка, это сделает российский фондовый рынок привлекательным для иностранных инвесторов.
Как рассказал источник «Известий», знакомый с ходом переговоров, Минфин категорически против обоих пунктов. Правда, особых аргументов представители ведомства не приводят. В Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), регуляторе фондового рынка, «Известиям» заявили, что не видят острой необходимости в наличии такой лицензии. Получить официальные комментарии в Минфине в понедельник не удалось. Что же касается единого счета, то, по словам собеседника «Известий», в Минфине считают, что аргументы ЦБ по этому вопросу не нашли подтверждения.
В Центробанке в логичности своих требований не сомневаются. Нововведение с кредитной лицензией должно понравиться иностранным инвесторам, а заодно оградить российских участников рынка от рисков.
— Регулирование кредитных организаций гораздо лучше отлажено, — пояснил «Известиям» замдиректора департамента финансовой стабильности Банка России Сергей Моисеев. — За ними контроль строже. Думаю, это повысит надежность системы с точки зрения рисков для участников. И усилит доверие со стороны нерезидентов. Собственно, Центральный депозитарий и создается ради нерезидентов.
Создается-то он для нерезидентов, но иметь с ним дело придется своим. Они же от этой идеи ЦБ не в восторге. Президент Российского биржевого союза, председатель наблюдательного совета группы компаний «АЛОР» Анатолий Гавриленко уверен, что введение лицензии на право вести кредитную деятельность вызовет большое недовольство у брокеров:
— Логика чиновников проста: запретить и не пускать. Им так спокойнее. Они за развитие рынка не отвечают. Это просто очередная попытка выдавливания компаний с рынка.
Не нравится фондовикам и требование о едином счете. По словам Гавриленко, мелкие российские компании, занимающиеся учетом прав на ценные бумаги, скорее всего будут вынуждены эту деятельность прекратить. Останутся только мощные и крупные игроки, но от этого никто не выиграет.
— Возникает риск монополизации фондового рынка. Это шаг назад: подобные решения ослабляют конкуренцию, что тормозит развитие рынков в нашей стране, — уверен эксперт.
Свою позицию Гавриленко объясняет тем, что по сути это означает, что в стране останется единственный и неповторимый депозитарий, который и будет осуществлять все функции. Что, в свою очередь, может привести к неконтролируемому повышению тарифов на обслуживание.
— Биржевая структура принадлежит участникам рынка. Поэтому если они посчитают, что их собственное детище завышает цены, то в их силах установить тарифы, которые будут для них приемлемыми, — парирует Сергей Моисеев.
Любопытно, что ФСФР, которая подчиняется Минфину, в этом вопросе неожиданно согласилась с ЦБ. Как пояснили «Известиям» в ведомстве, «это будет способствовать более эффективной работе рынка ценных бумаг».
На самом деле все споры вокруг закона о Центральном депозитарии сводятся к борьбе за влияние. По словам гендиректора «Церих Кэпитал Менеджмент» Сергея Салтыкова, это предмет длительной войны с конца 90-х годов.
— Тогдашние главы Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ — предшественница ФСФР. — «Известия») и ЦБ — Дмитрий Васильев и Сергей Дубинин — точно так же делили регулятивные функции. Речь шла об обязательной выдаче лицензий на работу с ценными бумагами для банковских кредитных организаций. Конфликт в итоге разрешился полюбовно: ФКЦБ оставила за собой эксклюзивное право на выдачу лицензий, но доверила регулирование банков Центробанку. История опять повторяется. Правда, теперь уже с обратным знаком, — замечает Сергей Салтыков.
На данный момент ситуация обострилась тем, что ведомства вступили в активную фазу борьбы за контрольные функции. Именно поэтому законопроект, который промариновали 9 лет, и сейчас может не дойти до финишной прямой. Хотя, как недавно заявил глава ФСФР Дмитрий Панкин, документ необходимо принять уже в предстоящую осеннюю сессию.
Как пояснили в ФСФР, вопрос о разграничении полномочий в регулировании вопросов о Центральном депозитарии между ЦБ и Минфином изначально был неизбежен, так как Центральным депозитарием могла оказаться и кредитная организация. А на сегодняшний момент получилось именно так: Национальный расчетный депозитарий (НРД), основной претендент на звание центрального, как раз имеет лицензию на исполнение кредитной деятельности.
Идеальный вариант регулирования, который бы устроил всех, еще не найден. Пока ведомства находятся в поиске, рядовые участники рынка уже сформулировали свое понимание ситуации. По выражению одного из практиков фондового рынка, «избыточное регулирование, как подсказывает опыт, всегда не к добру». Не говоря уже о борьбе за него.
Мария САРЫЧЕВА