Ассоциация российских банков (АРБ) вновь просит Центробанк изменить перечень инсайдеров в нормативных документах, письмо президента АРБ Гарегина Тосуняна в ЦБ опубликовано на сайте ассоциации.
В инструкциях ЦБ (в том числе об обязательных нормативах) и в законе о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком применяются разные характеристики инсайдера, обращает внимание Тосунян. «Банки не понимают, кого включать в список инсайдеров, которые влияют на решение о выдаче кредита. В законе об инсайде в числе инсайдеров нет родственников, в разъяснении ЦБ к инструкциям они есть», — досадует Тосунян. Закон имеет большую силу, но следование ему приводит к нарушению нормативов ЦБ и грозит санкциями регулятора, объясняет Тосунян.
Он не первый раз просит ЦБ разобраться с инсайдерами. Весной регулятор отвечал АРБ, что инструкция и закон не противоречат друг другу: первая предназначена для ведения банками «списка инсайдеров», способных воздействовать на принятие решения о выдаче кредита. Закон же регулирует отношения, связанные с торгуемыми финансовыми инструментами, валютой и товарами.
Банкиров это не удовлетворило. При выдаче кредита на крупную сумму требуется решение совета директоров банка, но оно подпадает и под действие закона об инсайде, настаивает Тосунян. Изменилась ли позиция ЦБ, узнать не удалось. Ясность в этом вопросе поможет работать спокойнее, говорит один из банкиров.
Разъяснение ЦБ применялось, когда понятия «инсайдер» и «инсайдерская информация» не были закреплены законодательно, определение ЦБ не несет юридической нагрузки, она исключительно смысловая, уверяет представитель ФСФР: могут действовать только части инструкций, не противоречащие закону.
«Необходимо менять не перечень лиц, а терминологию, ЦБ будет вынужден внести изменения, поскольку любые подзаконные акты подчиняются законам», — соглашается зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев.
Дарья БОРИСЯК