Волатильность рынков может сильно осложнить деятельность управляющих компаний и институциональных инвесторов, поскольку будущее мировой экономики туманно, а глобальные проблемы, с ней связанные, никуда не делись — во всяком случае, такой точки зрения придерживается глава европейского подразделения управляющей компании Principal Global Investors Николас Листер.
О своих предположениях относительно того, говорит ли летняя нестабильность на рынках о начале новой рецессии или нет, Листер поведал в интервью корреспонденту CNBC.com Питеру ГЕСТУ.
«Обычно инвесторы расценивают 15-20-процентную коррекцию, подобную недавней, как хорошее время для скупки активов, однако на этот раз в воздухе витает страх», — рассказывает эксперт.
Уверенность в завтрашнем дне была подорвана еще во времена кризиса 2008 года; глобальные проблемы вроде замедления экономического роста развитых экономик, а также проблемы суверенных долгов в Европе и США, похоже, будут влиять на рынки в течение нескольких лет, а следовательно, и сообщать им волатильность, предполагает Листер.
Впрочем, по мнению эксперта, снижение рейтинга США агентством Standard & Poor`s не стало неким водоразделом для инвесторов, поскольку большинство из них и до того были прекрасно осведомлены о том, насколько велик госдолг Соединенных Штатов.
«Даже с пониженным рейтингом долговые инструменты США по-прежнему весьма низкорисковые, — признает специалист. — Но все равно пересмотр оценки уровня рисковости американского госдолга стал для мировой финансовой индустрии беспрецедентной новостью».
«Деваться игрокам некуда. Если поискать альтернативные американским инструменты с рейтингом «ААА» на мировых долговых рынках, за исключением Германии и Франции, то в мировых масштабах британский и австралийский рынки слишком малы. Поэтому инвесторы, несмотря на понижение рейтинга, по-прежнему рассматривают облигации Минфина США как «тихую гавань».
Полагаю, правительство Соединенных Штатов все равно расплатится по долгам, поскольку для этого у них есть возможности — а вот у еврозоны таких возможностей нет», — поясняет Листер.
Проблемы еврозоны сложнее решить
«Может быть, Грецию и не нужно было включать в число развитых экономик. Многие эксперты сходятся на том, что ее вообще не стоило принимать в еврозону и что Греция вошла туда скорее по политическим причинам», — утверждает аналитик.
Все меры, которые предпринимаются на данном этапе для спасения Греции, Португалии и Ирландии (Листер полагает, что на самом деле для этого нужно «не так уж много средств»), не могут убедить рынки в том, что правительство Евросоюза по-настоящему способно предпринимать серьезные системные шаги на пути к решению проблем.
«Загвоздка тут в самой системе. С самого начала существования еврозоны некоторые эксперты были убеждены, что евро не будет «работать», если не будет создана единая фискальная система для всех стран Евросоюза, и если не предпринять этот шаг сегодня, то вряд ли рынки будут удовлетворены.
«В случае же, если руководство Евросоюза пойдет на этот шаг, то это будет последним этапом на пути к интеграции. Если же этого не произойдет, то еврозона будет подобна «голому королю» из известной сказки, раздувая шум вокруг проблемы, но не вникая в ее суть. И если Германия не одобрит эту программу, то никаких перемен не произойдет», — уверен Листер.
Что касается утверждений о том, что рынки негативно реагируют на новости из еврозоны, а инвесторы настроены на сброс активов, причем эти настроения подогреваются еще и последними действиями глав Евросоюза, то Листер придерживается следующего мнения: «Я думаю, что еще год назад европейские политики не уделяли большого внимания настроениям рынков, то сегодня они осознали всю важность этого. Если бы они были больше ориентированы на рынки несколько лет назад, когда Евросоюз был еще единым и богатым, то таких огромных проблем, как сейчас, у них бы не было».
Однако эксперт уверен, что рынки можно удовлетворить, хотя многим представителям правительства еврозоны предлагаемые меры могут и не понравиться.
«Половина стран еврозоны не готова к фискальному объединению, то есть к следующей мере, которую необходимо предпринять на пути к интеграции. Не скажу, что это однозначно хорошо или плохо, но совершенно ясно, что если бы страны еврозоны выразили готовность к этому, мировой рынок был бы приятно удивлен, и инвесторы охотно начали бы скупать облигации этих стран», — добавляет Листер.
Портфели с высокой степенью диверсификации показали лучшие результаты
Листер руководит управляющей компанией, ориентированной на разнообразные виды активов, а недавно его компания приобрела две лондонские фирмы — Finisterre, хедж-фонд, занимающийся долговыми обязательствами развивающимихся рынкаов, и Origin Asset Management, УК, специализирующуюся на акциях международных компаний.
Пенсионные фонды заинтересованы в сотрудничестве с управляющими компаниями, несмотря на то, что последнее время их платежеспособность часто вызывает сомнения, а активы практически не растут.
Листер как глава одной из УК поделился своим опытом: «В прошлом… представители консалтинговой сферы (что относится как к компаниям, управляющим активами, так отчасти и к их клиентам) ориентировались скорее на сиюминутные настроения рынков, нежели на долгосрочную перспективу, в то время как мы стремились представить нашим клиентам ситуацию в долгосрочной перспективе, чтобы они могли достигать своих целей».
Глава управляющей компании отмечает, что в последнее время тенденции изменились: клиенты все больше интересуются услугами распределения активов и управления различными видами инвестиций.
«Распределение активов пользовалось дурной славой во время кризиса 2008-го — все говорили, что оно не работает, как и диверсификация активов, поскольку все пользовались лишь некими подобиями этих услуг.
Однако инвестпортфели с высокой диверсификацией показали наилучшие результаты. Конечно, они тоже пострадали от кризиса, но значительно меньше», — заключает эксперт.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru