Малый и средний бизнес (МСБ) медленнее, чем крупный, вошел в непростую ситуацию 2008—2009 годов, но и выход из кризиса был для него более медленным. Сегодня банкиры отмечают повышение спроса на кредиты со стороны предпринимателей. «Спрос на бизнес-кредиты в настоящее время достаточно высокий, — говорит директор департамента кредитных продуктов блока корпоративного бизнеса Бинбанка Оксана Леонова. — Можно считать, что рынок практически восстановился после кризиса».
Кредит открыт
По оценкам аналитиков, прирост кредитного портфеля в 2011 году составит 20—27% и достигнет отметки 4—4,2 трлн рублей. «По сравнению с послекризисным 2010 годом темпы несколько снизятся, но это нормально, поскольку тогда происходило существенное восстановление объемов кредитования», — анализирует директор департамента кредитования малого и среднего бизнеса Инвестторгбанка Александр Востриков. Сегодня банки активно привлекают клиентов из числа малых и средних предприятий: растет ассортимент предлагаемых кредитных продуктов, упрощается процедура оценки заемщика, сокращается пакет документов.
Так, по словам Александра Вострикова, налицо увеличение сроков кредитования: некоторые банки предлагают уже 7-летние кредиты на инвестиционные цели. На 1—2 процентных пункта за первое полугодие 2011-го снизились ставки: сегодня это уже 13—15% годовых в рублях против кризисных 18—20%. Существенное влияние на рынок оказы-вает государственная поддержка МСБ: это и льготное кредитование за счет средств, выделяемых банкам — партнерам Российского банка развития (РосБР), и субсидирование процентных ставок, и гарантии по обязательствам, выдаваемые фондами поддержки кредитования МСБ.
«Можно отметить несколько тенденций российского рынка кредитования: во-первых, ценовая конкуренция, которая в значительной степени стимулируется госбанками, во-вторых, развитие продуктовых линеек, когда каждый продукт четко настроен на потребности клиентов, — говорит зампред «Уралсиба» Илья Филатов, — и в-третьих, развитие технологий кредитного процесса, то есть снижение сроков рассмотрения кредитной заявки; внедрение финансового конвейера — типовых технологий оценки бизнеса, принятия решений; внедрение скоринговых методов оценки». Кроме того, по словам эксперта, упрощаются требования к залоговому обеспечению (банки принимают в залог до 100% товаров в обороте), появляется все больше беззалоговых кредитов и кредитов под залог приобретаемого имущества.
Пятна на Солнце
Но есть факторы, сдерживающие развитие кредитования. По словам зампреда Московского кредитного банка Дмитрия Еремина, это прежде всего несовершенство кредитного процесса, в частности высокие трудозатраты при рассмотрении заявки и слабый уровень мониторинга кредитного портфеля, а также отсутствие на рынке достаточного числа опытных специалистов в области кредитования МСБ. Немало проблем доставляют и сами заемщики. Для МСБ все еще характерна низкая прозрачность бизнеса, что существенно осложняет оценку финансового положения компаний. Мелкие предприятия менее устойчивы к кризисным явлениям на рынке, часто испытывают дефицит собственных средств. «Многие банки понимают привлекательность сегмента, однако опасаются тех проблем, которые могут возникнуть, — говорит Оксана Леонова. — Сейчас систе-ма оценки рисков построена традиционно, однако мы прогнозируем, что в ближайшем будущем ситуация будет сильно меняться».
Заботит финансистов и нестабильность рынка в целом. По словам Александра Вострикова, некоторые отрасли после кризиса пока не восстановились (строительство, грузоперевозки, лесозаготовка), некоторые, как, например, «ювелирка», только сейчас начали испытывать проблемы (
Ожидание роста
Чего же ждать в ближайшем будущем? Эксперты в один голос уверяют: спрос на бизнес-кредиты продолжит расти, как и кредитные портфели многих банков. «Рынок кредитования МСБ будет развиваться интенсивнее в сравнении с рынком корпоративных клиентов, — уверяет зампред банка «АК БАРС» Булат Давлетшин. — На сегодня тенденция рынка такова, что на него «заходят» крупные банки, которые ранее не акцентировали внимание на развитии данного сегмента и развивали его в совокупности с розничным бизнесом либо с корпоративным блоком». Поэтому, по словам эксперта, в ближайшем будущем на первый план выйдет не ценовая конкуренция, а качественная, связанная с квалифицированным и оперативным обслуживанием клиентов. «Рынок кредитования МСБ будет развиваться активно в сторону упрощения процедур оформления кредитов, а также разработки пакетных предложений, включающих целевые кредитные программы, расчетно-кассовое обслуживание, кредитные карты, эквайринг, зарплатные проекты, — рассуждает Илья Филатов. — Кроме того, рынок будет развиваться с участием внешних партнеров и государства».
По словам руководителя дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов Райффайзенбанка Оксаны Панченко, для кредитных организаций стимулирующими факторами остаются достаточно высокая маржинальная доходность портфелей заемщиков МСБ. Так или иначе, но пока продукты для МСБ остаются высокодоходным сегментом для банков, значит, игроков на этом рынке будет все больше, а конкуренция между ними возрастет. «Если сильных потрясений на рынке не случится, то рост на 20—25% в год в ближайшие
Наталья КОЗЛОВА