Новые глобальные банковские правила, принятые Базельским комитетом по банковскому надзору в декабре 2010 года, призваны сделать мировую финансовую систему более безопасной и способной противостоять экономическим и финансовым потрясениям. В то же самое время они могут негативно сказаться на трансграничном банкинге, в частности делая торговое финансирование более дорогим удовольствием для всех его участников.
«Базель III» устанавливает глобальные стандарты для общих заимствований и ликвидности. Сочетание части правил в отношении левериджа, новых требований к оценке риска и правил в отношении ликвидности может привести к тому, что торговое финансирование, бизнес и так с довольно низкой маржой, станет для банков настолько дорогим, что многие небольшие банки будут вынуждены просто уйти с данного рынка, а крупные игроки — урезать финансирование.
Новые правила резко повышают рисковые требования к заимствованиям между финансовыми институтами, а это главный элемент торгового финансирования. Обязательства по торговому финансированию подпадают под действие нового коэффициента левериджа; теперь они учитываются в полном объеме, что в пять раз увеличивает требования к капиталу. Наконец, новые правила в отношении ликвидности устанавливают резервы против внебалансовых статей, в частности отражающих аккредитивы и торговые гарантии, которые являются ключевыми инструментами торгового финансирования.
Уже давно ведущие мировые эксперты пытаются
«Базель III» вводит два новых коэффициента: Liquidity Coverage Ratio (LCR) и Net Stable Funding Ratio (NSFR). Подробно об этих показателях можно прочитать в журнале «Международные банковские операции» (№ 3/2011). LCR призван обезопасить платежные обязательства финансовых институтов во время периодов экономических и финансовых рыночных потрясений. Рассматривая этот показатель, лежащий в основе контрмер по риску ликвидности, невозможно удержаться от повторения банальности о том, что наличные — наше все.
В сделках с участием экспортных кредитных агентств, которые в большинстве своем предполагают гарантии, обеспеченные правительствами и, следовательно, теоретически являющиеся инструментом с низким риском, «Базель III» также ужесточает стандарты в отношении того, что считать кредитом, обеспеченным правительством. Например, некоторые ЭКА, являясь приватизированными организациями, не удовлетворяют новым стандартам.
Понятно, что стандарты «Базеля III» были разработаны как ответ на недавний финансовый кризис и имеют своей целью недопущение глобальных разрушительных последствий будущих кризисов. Однако возникает ощущение, что и сами новые правила будут иметь определенные последствия, в частности для финансирования международной торговли.
Первая проблема связана с увеличением расходов банков, которые в свою очередь отразятся на стоимости финансирования, то есть так или иначе лягут на плечи клиентов. Вторым и, на мой взгляд, главным последствием станет исчезновение с рынка через какое-то время некоторого числа малых и средних банков, у которых просто нет необходимых ресурсов для увеличения капитала.
Как следствие, компаниям, которым необходимо финансирование экспортно-импортных сделок, придется обращаться в крупные банки. Однако чем крупнее банк, тем он менее «поворотлив», особенно в отношении принятия решений по нестандартным сделкам торгового финансирования. А эти сделки в большинстве случаев требуют как раз очень быстрых решений, так как связаны с товарной составляющей. Например, очень нелегко придется компаниям, занимающимся импортом продовольствия. Пока в рамках крупной банковской структуры будет идти многодневное согласование документов на кредитный комитет, их товар может просто прийти в негодность.
Если брать макроэкономический аспект, то в кризисный и послекризисный периоды именно малые и средние банки играют важную роль в восстановлении экономики и финансовой сферы. Если вспомнить кризис 1998 года в России, то тогда лучше всех перенесли сложные времена именно малые и средние банки, в то время как большинство крупных игроков не смогли удержаться на плаву. Во время кризиса 2007—2008 годов наибольший удар в мировом банкинге также пришелся на крупные финансовые корпорации.
На мой взгляд, планомерное вытеснение небольших банков с рынка торгового финансирования — мера контрпродуктивная для общего развития международной торговли. Ведь специалистам хорошо понятно, что последний финансовый кризис был спровоцирован отнюдь не транзакционной банковской деятельностью.
Как будет чувствовать себя торговое финансирование после полной имплементации базельских правил в национальные законодательства? Оправданы ли такие требования в отношении этой сферы международного банкинга? Не слишком ли далеко заходят регуляторы в своей попытке полностью убрать некоторые риски из банковских ссудных портфелей? Похоже, что на эти вопросы ответ может дать только время.
Наталья МАКАРОВА
Автор — главный редактор журнала «Международные банковские операции» (ИД «Регламент-Медиа»)