Из Швейцарии в Россию экстрадирована бывшая председатель совета директоров московского Индэкс-банка 38-летняя Айсолтан Ниязова. Она является одним из основных фигурантов громкого дела о хищении в 2002 году $20 млн у Центробанка Туркмении. Несколько ее подельников уже были осуждены за соучастие в этом преступлении.
В международном розыске имеющая российское и туркменское гражданство Айсолтан Ниязова числилась более восьми лет. В январе 2011 года ее задержали сотрудники полиции Швейцарии. На согласование формальностей по выдаче обвиняемой между Россией и Швейцарией ушло более полугода.
По версии следствия, в 2002 году Айсолтан Ниязова участвовала в хищении и последующем отмывании $20 млн, принадлежавших Центральному банку Туркмении. Ее же правоохранительные органы считают и организатором мошенничества. Всего в этой махинации было задействовано пять человек.
Как уже не раз сообщал «Ъ», само хищение средств у Центробанка Туркмении было обнаружено в сентябре 2002 года. Тогда спецслужбы Германии установили, что сотрудник отдела корреспондентских отношений и международных платежей департамента международных операций Центрального банка Туркмении Арслан Какаев (убит в Санкт-Петербурге в 2003 году), имея доступ к кодам системы международных банковских платежей SWIFT, списал с резервного счета ЦБ своей страны в Deutsche Bank $41 млн, переправив их в другие иностранные банки. В частности, около $20 млн он отправил в латвийский Parex banka, а еще $20 млн перевел в московский Русский депозитный банк на счет, открытый по подложному паспорту на имя гражданина Вьетнама Ву Фыонг Нама. После этого председатель правления банка Дмитрий Леус (осужден в 2004 году на четыре года), взяв себе в качестве комиссионных $700 тыс., распорядился обналичить оставшиеся $19,3 млн. Эта сумма была переведена в Индэкс-банк, а оттуда, по версии следствия, председатель совета директоров этого банка Айсолтан Ниязова и ее знакомый Савелий Бурштейн (в 2010 году получил шесть лет заключения — «Ъ» рассказывал об этом 1 июня 2010 года) вывезли деньги на автомобиле последнего. При этом Савелий Бурштейн представлялся рядовым банковским сотрудником, предъявляя подложный паспорт.
По данным следствия, большая часть средств, вывезенных Бурштейном, впоследствии была вложена госпожой Ниязовой в гостиничный бизнес в Чехии. Где, кстати, летом 2008 года и был задержан сам Савелий Бурштейн, скрывшийся там после начала скандала, связанного с хищением средств. Из Чехии в том же 2008 году он был экстрадирован в Россию. Еще одного предполагаемого соучастника этого преступления — бывшего работника Центробанка Туркмении Мурада Гарабаева суд оправдал.
Защита уже осужденных и оправданных фигурантов этого дела утверждала и продолжает утверждать, что в этом деле вообще нет доказательств того, что $20 млн были именно похищены у Центробанка Туркмении. По их словам, представители ЦБ Туркмении в суде на процессе по делу Савелия Бурштейна так и не представили документов, свидетельствующих о том, что банку был причинен какой-либо ущерб. «Более того, в том виде, как это преподносит следствие, вообще ни о каком хищении говорить нельзя. Получается, что полтора месяца, в течение которых деньги выводились из ЦБ Туркмении, все сотрудники этой финансовой структуры находились в коматозном состоянии. Мне представляется, что это был скорее вполне санкционированный
Стоит отметить, что в Туркмении это преступление называют «кражей века». В результате разгоревшегося тогда скандала своего поста лишился председатель Центробанка Туркмении Имамдурды Гандымов.
«А то, что Швейцария выдала России Айсолтан Ниязову, лично у меня вызывает удивление,— отметила госпожа Ставицкая.— Ведь в деле, судя по всему, по-прежнему нет никаких реальных доказательств хищения денег».
Олег РУБНИКОВИЧ