Фундаментальные факторы говорят в пользу укрепления рубля в текущий момент, но инвесторы, тем не менее, избегают рискованных активов, и чистый отток капитала из РФ продолжается, сказал журналистам замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач.
«Больше факторов в сторону укрепления рубля, чем в сторону снижения, это больше наносное, внешнее, чем внутреннее, хотя есть и внутренний фактор — определенные риски, которые оценивает бизнес и выводит деньги», — сказал Клепач, говоря о текущих колебаниях курса рубля.
Цены на нефть остаются на комфортном уровне — выше $110 за баррель, а профицит текущего счета вырос в первом полугодии до $57,7 миллиарда.
Тем не менее, инвесторы продают «рискованные» рубли, ожидая снижения мирового спроса и цен на нефть — главного источника доходов для РФ. Курс рубля к доллару снизился за четыре дня почти на три процента, оказался за годовом минимуме, и сейчас торгуется в районе 31,47 рубля за $1.
«Этот эффект, он отыграется в краткосрочном плане, если серьезных новых вводных в мировой экономике не возникнет. Когда это произойдет — в начале следующего года или в конце этого — сказать сложно», — добавил Клепач.
Чистый отток капитала в РФ сохраняется
«Помимо внутренних рисков, действительно, недоверие определенной части бизнеса, в том числе и среднего, существенную роль играет тот негатив, который идет в мировой экономике и на который все реагируют именно уходом в доллар, не потому что он такой сильный, а потому что он все-таки ликвидный, а с другими еще хуже», — сказал Клепач.
«С точки зрения торгового или платежного баланса, у нас есть все условия, чтобы курс рубля был выше, крепче, чем тот, который есть — примерно 27—28 рублей за доллар. У нас достаточно большое торговое сальдо, даже с учетом оттока капитала. Если бы ЦБ следовал чистой теории таргетирования инфляции и фактически не влиял на курс кроме колебаний, плюс-минус… Фактически, ЦБ сдерживает это укрепление рубля», — добавил Клепач.
Центробанк РФ назвал задачей курсовой политики на следующие три года последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса.
Нулевое сальдо
Замминистра говорил на Саммите Рейтер на прошлой неделе, что курс рубля является завышенным на 10 процентов, учитывая огромный разрыв между импортом и отечественным производством и более долгосрочные риски, такие как грядущее отрицательное сальдо по текущим операциям.
На этот раз Клепач уточнил, что оценивал курс с точки зрения реального сектора экономики.
«С моей точки зрения, курс рубля для промышленности как бы завышен на 10 процентов, но из этого не следует, что курс рубля должен снизится, более того, никаких предпосылок для существенного снижения курса рубля в ближайшей перспективе, на следующий год нет… В нашем прогнозе это отражено», — сказал Клепач.
Замминистра винит крепкий рубль наряду с неэффективным руководством на предприятиях в том, что российская промышленность является неконкурентоспособной.
«С точки зрения промышленности, наша экономика неконкурентоспособна, у нас рост импорта в пять раз превышает темп роста конечного внутреннего спроса и здесь, конечно, главные факторы на стороне менеджмента, технологий, эффективности использования ресурсов, но существенную роль играет и укрепление рубля», — добавил замминистра.
России, тем не менее, стоит «морально» готовится к ситуации, когда сальдо торгового баланса будет нулевым.
«Но при этом есть более фундаментальные проблемы, более серьезные — как адаптироваться и подготовиться к тому, когда мы будем жить не с большим торговым сальдо, а когда это будет ноль. Вот это — совершенно другая качественно ситуация, курс может и остаться тот же самый, а может летать так, что мало не покажется — два раза в этой ситуации мы были», — сказал Клепач.
Рост экспорта в январе-августе замедлился до 32,5 процента и составил $335,4 миллиарда. Импорт в январе-августе составил $205 миллиардов и вырос на 37,8 процента, сообщил замминистра.
«Общая тенденция — замедление темпов роста импорта. Основная причина- происходит насыщение, потому что импорт идет и на увеличение запасов, темп роста которых должен замедлится».
Майя ДЯКИНА