Компании, работающие в наиболее развитых сегментах петербургского рынка — пищевой промышленности и ритейле, используют три формы привлечения внешних денег. Это облигации, банковские кредиты и кредитные ноты. По прогнозам экспертов, успешные примеры размещения облигационных займов и снижение процентной ставки по ним постепенно приведут к тому, что крупные компании станут реже брать банковские кредиты.
«В настоящее время практически все российские компании в секторе пищевой промышленности и розничной торговли с объемом годовых продаж от 10 млрд до 50 млрд рублей диверсифицируют базу заемных ресурсов, включая в нее вексельные, облигационные займы и банковские кредиты», — отмечает ведущий аналитик по рынку облигаций банка «Союз» Павел Лукьянов. Банковские кредиты компании используют, как правило, для быстрого пополнения оборотных средств. Это эффективный инструмент, особенно если компания настолько крупная, что может рассчитывать на особые условия кредитования, — как «Балтимор-холдинг», например. «Сегодня компания привлекает и кредиты, и облигации, но в краткосрочной перспективе мы собираемся привлекать только кредиты. Средняя ставка привлечения кредитов Балтимор-холдингом составляет 9 процентов, тогда как ставка по облигациям — 11,25 процента», — говорит PR-менеджер ЗАО «Балтимор-холдинг» Надежда Черныш.
Кроме того, в рамках различных государственных программ деньги банков можно привлекать по льготной ставке. «В настоящее время компании, входящие в состав группы Евросервис, привлекают банковские средства, в том числе субсидируемые в рамках национального проекта Развитие АПК кредиты на строительство объектов по производству мяса», — говорит Александр Смирнов, руководитель отдела по работе с фондовыми рынками и связям с инвесторами группы компаний «Евросервис».
При этом, по последним данным Центробанка, в апреле средняя ставка по рублевым кредитам, выданным банками предприятиям, составляла 15,8% годовых. Поэтому для большинства компаний выгоднее оказывается размещение облигаций. Первоклассные заемщики на рынке облигаций могут привлечь деньги под 9,5—10%. Наиболее популярны облигационные займы у ритейлеров, чьи бумаги уже образовали отдельный самостоятельный сегмент на российском рынке облигаций, где торгуется более 30 выпусков. «Крупные торговые сети открыли для себя публичный долговой рынок в 2004 году, а в 2005—2006 годах стали активно использовать облигации для финансирования инвестиционных проектов. У многих ритейлеров в настоящее время на рынке обращается не по одному выпуску», — говорит начальник отдела анализа рынка долговых обязательств инвестиционного банка «КИТ Финанс» Владимир Малиновский.
«Высокие темпы роста рынка розничной торговли приводят к тому, что для удержания доли сетевым ритейлерам требуется расширять торговые площади. Но при росте выручки продуктовых розничных сетей на 40—50 процентов в год рентабельность этого бизнеса по EBITDA колеблется в среднем на уровне 4,5—9 процентов. Соответственно, на интенсивное развитие собственных средств компаниям, как правило, не хватает, поэтому ритейлеры очень активны на рынке заимствований», — поясняет Максим Саенков, аналитик отдела анализа рынка акций аналитического департамента инвестиционного банка «КИТ Финанс».
При сумме заимствования 1 млрд рублей и более экономия в 2—3% годовых по сравнению с банковским кредитом означает 20—30 млн рублей выигрыша. Кроме того, публичные заимствования помогают создать имидж платежеспособного и привлекательного в глазах инвесторов бизнеса. И наконец, бумаги, которые торгуются на бирже, могут выступать полноценным залогом для банка при получении кредита. «Выход на публичные рынки капитала позволяет рассчитывать на дальнейшее снижение стоимости заемных ресурсов для компании, а также является важным фактором для роста ее капитализации», — объясняет господин Смирнов.
Есть и факторы, сдерживающие публичные заимствования. Для того чтобы выйти на рынок, нужно провести большую подготовительную работу: перейти на стандарты международной финансовой отчетности, внедрить систему менеджмента качества и бюджетного управления, довести до приемлемого уровня баланс активов и долговых обязательств, провести аудит и т. д. Эта игра стоит свеч только при размещении крупных выпусков — от 1 млрд рублей. Но главное — компания, выходящая на публичный рынок, должна быть максимально прозрачной. В инвестиционном меморандуме придется указать всю финансовую информацию по выручке, чистой прибыли, придется назвать реальных, а не титульных собственников.
Раскрытие настоящих владельцев далеко не всегда может повысить рейтинг компании. Но, впрочем, бывают и исключения. «Например, репутация гендиректора и совладельца Аладушкин групп Александра Аладушкина положительно влияет на имидж эмитента», — уверены в компании «Финам». Подтверждением служит доходность облигаций «Аладушкин-финанс», которая сейчас ниже, чем у других агрокомпаний. Ранее сам господин Аладушкин заявлял об эффективной доходности займа «Аладушкин групп» в 13,3% при среднерыночной ставке трехлетних банковских кредитов 13—16%. «Лучше пусть тебя чрезмерно хорошо знают, чем совсем не знают», — считает господин Аладушкин.
Освоив выпуск облигаций, компании начинают использовать более «продвинутые» финансовые инструменты: евробонды, CLN (credit linked notes — кредитные ноты. — Ъ), а затем и IPO. О CLN компании задумываются, когда возможности банковских кредитов становятся недостаточными. Но чтобы выпустить кредитные ноты, необходима кредитная история, создать которую можно, разместив рублевый выпуск облигаций. «Преимущества CLN в том, что данный инструмент может обеспечить более широкую базу потенциальных кредиторов с участием зарубежных инвесторов. Кроме того, CLN предъявляют более низкие требования к раскрытию информации по сравнению с облигационным займом», — говорит эксперт компании Advanced Research Светлана Труханович. Успешные выпуски облигаций и CLN могут стать важным шагом на пути компании к IPO, которое дает доступ к привлечению акционерного, то есть непроцентного, капитала. Эксперты склоняются к мнению, что компании, успешно дебютировавшие на рынке публичных заимствований, будут развиваться именно в этом направлении, постепенно уменьшая долю банковских займов, которые станут уделом малого и среднего бизнеса.
Мария ШЕВЧЕНКО