Банкиры категорически против объединения в саморегулируемые организации (СРО). Об этом они дружно заявили на заседании комиссии по банкам и банковской деятельности в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Против идеи выступили крупнейшие частные банки, такие как Альфа-Банк, ЮниКредит Банк, МДМ Банк, обе банковские ассоциации — АРБ и «Россия», отделения банковских ассоциаций Урала и Нижегородской области, РСПП и многие другие.
«Революции бывают снизу и сверху. В данном случае речь идет о попытке революции сверху — перевороте. Как правило, такие изменения происходят в интересах достаточно узкой группы лиц. Мы считаем принятие этого закона неприемлемым. Я предложил бы поддержать коллективные усилия по недопущению принятия этого вредного законопроекта», — заявил заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. Павел Медведев, член Комитета Госдумы по финансовому рынку назвал законопроект совершенно безумным документом, который ни в коем случае не должен превратиться в закон.
Несмотря на фактически единодушное неприятие рынком этой инициативы, судя по всему, за право оставить монополию надзора и регулирования за Центробанком банкирам придется еще побороться.
Проект закона «О саморегулировании в банковской сфере» подготовлен Комитетом Госдумы по финансовому рынку. Согласно этому документу СРО должна отойти часть полномочий ЦБ по надзору за банками. Так, на СРО возлагаются обязанности по контролю деятельности кредитных организаций, соблюдении ими не только стандартов и правил СРО, но и федеральных законов, а также нормативных актов Банка России для чего саморегулируемым организациям предоставляется право проводить плановые и внеплановые проверки банков — членов СРО. Также им даются полномочия по формированию документов, которыми кредитные организации будут руководствоваться в своей деятельности. Они получают право устанавливать порядок предоставления отчетности о деятельности кредитных организаций. СРО смогут также применять в отношении банков-нарушителей такие санкции, как наложение штрафа и приостановление участия в СРО.
Все банки будут обязаны вступить в СРО. В противном случае они лишатся лицензии. Законопроект предусматривает создание неограниченного числа саморегулируемых организаций. Но при этом банковская СРО должна объединять не менее 300 банков, на долю которых приходится не менее 35% суммарного собственного капитала российской банковской системы. А теперь самое любопытное. «Совокупный капитал 20 крупнейших по этому параметру банков в настоящее время составляет 68,8% (в том числе Сбербанк — 29,3%, группы ВТБ — 15,1%, Газпромбанк — 5,6%, Россельхозбанк — 3,4%). Это означает, что их участие в любой из СРО автоматически закрывает возможность создания альтернативной организации, а участие Сбербанка почти автоматически дает возможность набрать необходимый процент. Таким образом, с высокой вероятностью может быть создана только одна СРО, что означает безальтернативность для банков», — считает предправления Инвестторгбанка, заместитель председателя совета ассоциации «Россия» Владимир Гудков. При этом согласно законопроекту, решения о членстве и исключении из членов СРО принимает коллегиальный орган управления СРО, состоящий из представителей банков — членов СРО в составе от 7 человек. «Таким образом, вопрос о членстве в СРО, а следовательно, при обозначенном в законопроекте условии обязательности такого членства и вероятной безальтернативности СРО, вопрос о существовании кредитной организации будет решать группа представителей банков, — утверждает банкир. — Эта же группа будет утверждать стандарты и правила СРО, меры дисциплинарного воздействия и основания их применения, условия членства в СРО и прочие документы. Таким образом, группа представителей кредитных организаций будет наделена достаточно серьезными полномочиями в сфере контроля и надзора».
На заседании РСПП банкиры в открытую заявляли, что за идеей создания банковских СРО стоят госбанки, которые и хотят заполучить себе право устанавливать правила игры на банковском рынке и убирать с него неугодных. Стоит ли удивляться, что банковское сообщество единым фронтом выступает против СРО, считая, что с надзором и регулированием кредитных организаций сейчас с успехом справляется ЦБ и никакие помощники ему не нужны. Они категорически не желают получить себе еще один надзирающий, проверяющий и карающий орган в виде СРО, в котором всем заправляет комитет из семи банков. «Банковская сфера и так является самой зарегулированной в экономике нашей страны. Сейчас с этой функцией справляется максимально эффективно ЦБ. Я не понимаю, какие к нынешней схеме банковского надзора могут быть претензии. Более того, считаю, что наконец-то трудами многих лет удалось создать эффективно работающую систему реально и справедливо оценивающую положение дел в банках, — говорит руководитель Приволжского филиала Ассоциации региональных банков Михаил Гапонов. — Поэтому складывается впечатление, что цель законопроекта — желание кого-то взять на себя часть государственных надзорных функций. И потом, как мы будем формировать кадровую систему в этих СРО? Сегодня в Банке России существует мощный высокопрофессиональный аппарат, который создавался десятилетиями. Кто будет формировать аналогичный аппарат в саморегулируемых организациях? Кроме того, ЦБ помимо функций надзорных несет массу задач по поддержанию стабильности в банковской системе и действует исходя из комплекса задач, которые перед ним стоят. Из какого комплекса задач будет исходить эта СРО, осуществляя надзор? На мой взгляд, мы имеем дело с достаточно опасной попыткой переложить в самой зарегулированной и самой ответственной сфере экономики функции внешнего контролера на негосударственную организацию. Глубоко убежден, что это в первую очередь является государственной задачей».
Банкиры выделяют и финансовый аспект. «Членские взносы банков в СРО будут основным источником ее финансирования. Исходя из задач, стоящих перед СРО по надзору и контролю за кредитными организациями, включая проведение проверок, участие в проверках Банка России, разработку стандартов для банков, форм отчетности, получение, обработку и анализ отчетности, можно предположить, что штат СРО будет значительным, а уровень квалификации сотрудников должен будет соответствовать уровню специалистов департамента банковского регулирования и надзора и ГИКО Банка России, — отмечает Владимир Гудков. — Таким образом, даже сложно предположить, каким будет членский взнос кредитных организаций для участия в СРО. Полагаю, что такое увеличение расходов окажется чувствительным не только для малых банков, но и для кредитных организаций среднего и более высокого уровня». Все эти дополнительные затраты будут перенесены на клиентов. «Ставки по кредитам вырастут, прибыль упадет, капитализация упадет. А нужно ли это сейчас нашей экономике, да еще в нынешнее непростое время?» — спрашивают банкиры.
Законопроект сейчас проходит согласование профильных ведомств, практически везде получая отрицательную оценку. Против него уже высказались минфин и ЦБ. «В своем заключении мы делали акцент на том, что идет дублирование деятельности как ЦБ, так и банковских ассоциаций. Дублирования ни в коем случае не должно быть, поскольку оно станет дополнительной административной нагрузкой на кредитные организации, что, конечно, недопустимо», — заявила заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора Банка России Ирина Седова.
АСВ считает создание саморегулируемых организаций в банковской сфере на современном этапе при наличии государственного надзора и банковских ассоциаций неприемлемым.
Несмотря на общее противодействие глава АРБ Гарегин Тосунян предупреждает, что закон все равно будут пропихивать. «Нам сейчас нужно выработать консолидированную позицию, но имейте в виду, нам за эту позицию придется бороться, — сказал глава АРБ. — Нас сейчас поведут по пути корректировки законопроекта. Нам будут говорить: давайте изменим здесь, здесь и здесь, но в целом давайте примем. Я полагаю и боюсь, что мои прогнозы реализуются. Мы будем иметь довольно сложные баталии по этому поводу и здесь консолидация нам очень нужна. Нам понятно, кто за этим стоит. Кто хочет диктовать и самому себе, и всем остальным правила надзора. Чтобы от этих правил никого, кроме него самого, на рынке не осталось. Вот основная цель данного вынужденного саморегулирования — все сконцентрировать в одних руках. Какие это руки — вполне вычисляется. Мы уже имели один госбанк СССР и одну сберкассу СССР. Двигаться в этом направлении крайне опасно».
Ольга ЗАСЛАВСКАЯ