Россия сняла одну из основных преград для вступления в ВТО, получив согласие США на сохранение на длительный период действующего режима промышленной сборки автомобилей. Теперь осталось утвердить технические детали с рядом европейских стран — в Минэкономразвития рассчитывают завершить все переговоры до конца текущего года.
Как заявил вчера замминистра экономического развития Андрей Слепнев, новые условия промсборки будут действовать в течение «длительного переходного периода». Глава переговорной делегации по присоединению России к ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков пояснил «Московским новостям», что «по истечении переходного периода согласно правилам ВТО Россия должна будет привести свое законодательство в соответствие с правилами этой организации, в том числе в отношении режима промышленной сборки». «Тема пока не закрыта, и переговоры продолжаются. Но для России очень важно сохранить неизменными условия соглашений с инвесторами о промсборке», — отметил Медведков. О конкретных сроках чиновники не обмолвились.
Режим промсборки автомобилей в России действует с 2005 года, но с 2011-го он был изменен. Суть новых правил состоит в ужесточении требований к иностранным компаниям, имеющим производства в России: уровень локализации увеличен с 30 до 60%, минимальный порог инвестиций должен составлять не менее $500 млн, а ежегодное производство машин увеличено с 25 тыс. до 300 тыс. Сегодня в соответствии с новыми соглашениями о промсборке работают Volkswagen совместно с ГАЗом, Sollers-Ford, альянс «АвтоВАЗ»-Renault-Nissan-«Ижавто», КамАЗ-Daimler, General Motors и FIAT. Лишь Mazda получила преференции и работает пока по старым условиям.
Новый режим промсборки стал очередной преградой на пути вступления России в ВТО. Евросоюз настаивал на ослаблении Россией поддержки отечественного автопрома, как того требуют правила, установленные в рамках ВТО. Российские же власти пойти на это были не готовы, поскольку продукция отечественных автозаводов в таких условиях может не выдержать конкуренции. В середине сентября Медведков даже заявил, что Россия может вообще отложить вступление в ВТО, если ей не пойдут в этом вопросе навстречу. «Мы не жертвуем качеством присоединения ради скорости. От общей линии мы не уходим, для нас важны условия, на которых мы присоединяемся», — подчеркивал Медведков. О том же вчера заявил и замминистра экономразвития Слепнев. По его словам, при переговорах Россия настаивала на том, что обязательства, которые страна уже взяла на себя по промсборке, не могут подвергаться изменениям.
Вступление в ВТО будет вызовом для отечественных автокомпаний, считает эксперт ФГ БКС Арарат Мкртчян. «На данный момент отечественные автомобили и автозапчасти производятся на оборудовании, которое морально устарело. И для качественного скачка необходима глубокая модернизация производств и переквалификация рабочих», — отмечает эксперт. Кроме того, членство в ВТО означает снижение пошлин на ввоз автомобилей
Вероятно, импортные пошлины начнут постепенно снижаться — на 5% каждый год с 2013 года, добавляет аналитик ИК «Метрополь» Андрей Рожков. По уровню локализации и производительности также могут быть уступки со стороны России, но они вряд ли произойдут раньше 2018 года, пока действуют уже заключенные инвестиционные договоры с зарубежными автоконцернами.
Согласно техническому графику все переговоры по вступлению России в ВТО, которые длятся уже 18 лет, должны быть завершены к концу года. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина 16 сентября заявляла, что шанс завершить эти переговоры в текущем году очень мал, но пока сохраняется. Глава же ВТО Паскаль Лами был более оптимистичен в оценках и предполагал, что такое событие все же состоится до конца 2011 года.
Ирина ЦЫРУЛЕВА