Россия выдержит ухудшение состояния мировой экономики лишь в краткосрочном периоде, но если стагнация затянется, ей потребуется новая модель роста, считает министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.
«Если в краткосрочном плане российская экономика достаточно хорошо подготовлена к возможным возмущениям в мировой экономике, то в случае затяжной стагнации противостоять будет сложно — нужны внутренние источники роста», — сказала она, выступая в Госдуме РФ в среду.
По ее мнению, новая волна мирового кризиса, если она возникнет, или, что более вероятно, затяжная стагнация в развитых странах, окажутся чувствительными для РФ, но у нее есть подушка безопасности:
«Однако наши позиции не являются плохими — низкий объем долгов, банки улучшили валютные позиции, сохраняются высокий профицит текущего счета и ЗВР. В отличие от предкризисного периода сейчас нет перегретого фондового рынка, однако и сейчас наблюдается отток капитала, серьезное усиление оттока происходило в последние месяцы и связано с ситуацией на мировых финансовых рынках», — сказала министр.
Обострение долговых проблем еврозоны, опасения замедления или стагнации в развитых странах стали причиной резкого падения фондовых рынков и бегства инвесторов в качественные активы — американскую валюту и гособлигации США.
Как страна с развивающейся экономикой пострадала и РФ: несмотря на стабильную инфляцию, низкий уровень долговой нагрузки и нефть выше заложенных в бюджете $100 за баррель, отток капитала в третьем квартале почти удвоился по сравнению со вторым кварталом, составив $18,7 миллиарда. Рубль упал ниже двухлетних минимумов, а Центробанк, по словам дилеров, неоднократно сдвигал границы коридора бивалютной корзины — до 32,65—37,65 рубля при официальном диапазоне месяц назад в 32,15—37,15 рубля. Индексы фондового рынка также обновили минимальные годовые уровни, суверенные еврооблигации потеряли за истекшую неделю от 2 до 3 процентных пунктов в стоимости, а локальные госбумаги — 1—2 процентных пункта.
«Долговые проблемы в Европе могут пошатнуть мировую финансовую систему и ограничить возможности роста во всех регионах мира. Сильно повысилась вероятность возобновления рецессии в развитых странах. Но если вторая волна кризиса будет, то кризис не будет таким глубоким, как в 2008—2009 году, по нашим оценкам», — сказала Набиуллина.
Профицит бюджета России в январе-августе 2011 года сократился до 2,3 с 2,5 процента ВВП за первые семь месяцев текущего года, а по итогам года власти ждут сбалансированного бюджета.
Дорогая нефть, слабый рубль и рост импорта позволили Минфину существенно снизить прогноз дефицита бюджета в 2012—2014 годах, но не приблизили цель избавиться от бюджетной «дыры» в 2015 году.
Дарья КОРСУНСКАЯ, Елена ОРЕХОВА