Законодатели хотят упростить доступ вновь создаваемым банкам к работе с частными лицами. Правда, предполагаемое нововведение коснется только очень богатых кредитных организаций, которые могут «заплатить» за послабление 100 млн евро. По информации «Известий», необходимый для этого законопроект уже готов. Осталось внести небольшие изменения. Но, судя по всему, это будет сделано уже в ходе рассмотрения проекта Госдумой.
Сейчас вновь создаваемым банкам (в том числе, и «дочкам» иностранных кредитных организаций) приходится пройти серьезную проверку, чтобы получить доступ к средствам частных лиц. Лицензию на работу с «частниками» Центробанк выдает только после того, как кредитная организация проработает на рынке два года. Дело в том, что вначале редкий банк получает прибыль — ведь он вкладывается в развитие, а отдача приходит позже. Поэтому вполне логично, что деньгами частных лиц в этой ситуации лучше не рисковать.
Но эта норма полностью лишает смысла создание нового банка. Особенно это касается иностранцев, которые выходят на наш рынок с желанием развивать именно розницу. Ведь кредитование частных лиц на данный момент — один из самых высокодоходных видов банковской деятельности. Поэтому у Центрального банка и законодателей возникла идея — упростить доступ к деньгам населения кредитным организациям, которые начинают работу с нуля.
Однако народ у нас, как известно, нервный и предсказуемостью не отличается. Стоит зашататься одному банку — и на всем рынке наблюдается отток вкладов. Что уже неоднократно ставило на грань кризиса всю банковскую систему. Поэтому абы кого к деньгам населения подпускать нельзя. И вот что решили — если вновь создаваемый банк хочет не ждать два года, а сразу получить лицензию на работу с частными лицами, она может внести уставной капитал, который бы значительно превышал установленный сейчас (5 млн евро). Что должно свидетельствовать о серьезности намерений.
«Почему мы сейчас требуем от солидного банка, мол, «подрасти, а потом уже получишь лицензию на работу с «частниками»? -поделился с «Известиями» первый зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев. — Главное, чтобы сумма уставного капитала свидетельствовала о том, что не отмыванием он решил заниматься».
На данный момент законопроект, упрощающий доступ к средствам населения, готов. Как рассказал Павел Медведев, он прошел предварительное согласование. Но простым его принятие явно не будет. Слишком много предметов для дискуссий содержит документ в нынешнем виде. Во-первых, это касается суммы уставного капитала. В нынешнем виде законопроект предусматривает гигантскую цифру — 100 млн евро, то есть в 20 раз больше, чем при принятой ныне процедуре. Кроме того, собственнику необходимо иметь столько же средств в других активах. То есть фактически потенциальный владелец банка должен представить своего рода залог в 200 млн евро. И если об исключении второго требования депутатам удалось договориться (законопроект будет перевнесен уже без этого пункта), то по сумме уставного капитала продолжаются трудные дискуссии.
«Такая сумма просто лишает законопроект всяческого смысла, — говорит Медведев. — Это будет законопроект «ни для кого». Даже солидные иностранные банки не приходят на незнакомый рынок с такими средствами». Но, по словам депутата, за сумму в 100 млн евро горой стоит глава банковского комитета Госдумы Владислав Резник. А ЦБ в принципе открыт для дискуссий.
«Мы обсуждали этот вопрос в последний день жизни Андрея Андреевича Козлова (бывший первый зампред ЦБ. — «Известия») с ним и Михаилом Суховым (директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ. — «Известия»), — рассказывает Павел Медведев. — Представители Центробанка называли цифру в 50 млн евро, но в принципе были не против моего предложения — ограничиться 20 млн евро. Я исходил из того, что вполне взвешенная цифра, которая говорит о серьезности намерений потенциального собственника. И в то же время позволяет банку подняться и получить запас прочности».
Но у законопроекта есть и принципиальные противники. Например, коллега Павла Медведева Анатолий Аксаков считает, что в таком нормативе нет необходимости. «Прежде всего он направлен на упрощение условий для иностранных банков, — сказал он «Известиям» в кулуарах банковского конгресса в Санкт-Петербурге. — Почему мы должны ставить их в эксклюзивное положение? Пусть, как и все, поработают два года. Тем более что не такой уж это большой срок».
Представители банковского сообщества также относятся к этому законопроекту неоднозначно. «С одной стороны, он нарушит конкурентные условия, — замечает председатель правления банка «Уралсиб» Андрей Донских. — С другой стороны, с точки зрения здравого смысла, это может помочь концентрации отрасли. И нет ничего плохого, чтобы банки укрупнялись».
Что касается населения, то предполагаемое нововведение, несмотря на страховку в виде гигантского уставного капитала, безусловно, сделает для него общение с банком более рискованным. Поэтому, как сообщил Михаил Сухов, между первым и вторым чтением, в проект предполагается внести критерии репутации учредителя. Прежде чем внести свои 100 млн евро потенциальному собственнику придется доказывать, что он не мошенник, не криминальный авторитет и т. п.
Анна КАЛЕДИНА