Рост российского рынка факторинговых услуг за первые шесть месяцев этого года был весьма значительным: по информации «Эксперт РА», объем уступленных требований вырос на 80% по сравнению с первой половиной 2010 года, а размер портфелей — в два раза. Это обусловлено не только увеличением реальной потребности предприятий в факторинговых услугах, но и ростом количества игроков на рынке и ужесточением конкуренции.
Демпинг уходит
И хотя, по оценкам «Эксперт РА», более 40% рынка приходится на долю трех игроков — Промсвязьбанка, Альфа-банка и «ВТБ-факторинга», участники рынка говорят о существенном увеличении количества игроков. Этот тренд зародился еще в 2010 году, когда коммерческие банки стали развивать факторинговые услуги. Они не могли разместить скопившуюся ликвидность в должном объеме за счет кредитования, так как не видели достаточного числа надежных корпоративных заемщиков, а факторинговое финансирование как инструмент быстрооборачиваемого размещения (чаще всего — до 90 дней) посчитали вполне приемлемым способом заработка. В том числе потому, что здесь прогнозировать ситуацию с платежеспособностью заемщика проще.
Ряд банков, не имевших достаточного опыта в проведении факторинговых операций, специализировались исключительно на регрессном факторинге, по сути, предлагая кредитование под товары в обороте. Конкурировать они могли лишь посредством демпинга. При этом большинство таких банков использовали (и, по признанию участников рынка, этот тренд по-прежнему актуален) факторинг скорее как приманку для корпоративных клиентов с целью продажи им стандартных услуг — кредитования, ведения РКО, гарантийных операций, за счет дохода с которых они намеревались покрыть низкую маржинальность факторинга. В результате за прошлый год объем факторингового вознаграждения отечественных факторов, по данным «Эксперт РА», снизился на 10—15%.
«В первом полугодии 2011 года портфели факторов в основном увеличивались, — рассказывает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Санкт-Петербургского филиала Промсвязьбанка Станислав Краснов. — Так, прирост в нашем филиале составил примерно 16% по сравнению с прошлым годом. Но конкуренция на рынке факторинга в первом полугодии была сосредоточена в ценовом сегменте».
Постепенно ситуация меняется. Турбулентность на финансовых рынках привела к сокращению банковской ликвидности, и даже те кредитные организации, которые, казалось бы, должны чувствовать себя более вольготно, предпочитают попридержать ликвидность на всякий случай. Ставки по привлечению уже растут, поэтому демпинговать в такой ситуации будут способны лишь единицы. «Ситуация с ликвидностью меняется, те игроки, которые завоевывали рынок демпингом, больше не имеют возможности снижать ставки. Сдвиг в сторону продуктовой конкуренции произошел, и мы рассчитываем, что под влиянием этого тренда рынок факторинга продолжит набирать обороты. Есть и тенденции к повышению ставок», — констатирует Краснов.
Вдвойне рискованно
Качественное развитие факторингового рынка сдерживается и отсутствием общепринятого определения границ услуги факторинга, которое создает возможности для недобросовестной конкуренции, в том числе предоставления под видом факторинга кредитов под залог дебиторской задолженности, когда клиентам приходится самим разбираться, почему факторинг в разных компаниях отличается по стоимости в разы. В этой связи участники рынка, специализирующиеся именно на факторинге, ищут новые направления и стремятся развивать те услуги, которые не способны предоставить универсальные финансовые организации.
Так, по словам директора по маркетингу компании «НФК» Дарьи Николаевской, становится актуальной организация финансовой логистики для клиента: «Если речь идет о сравнительно крупном клиенте, мы стремимся получить максимально полное представление о деятельности предприятия, оценить его товарные потоки и сделать выводы о том, какие продукты можно ему предложить. Например, можем финансировать предприятие по обоим направлениям — и его поставки, и закупки».
Понятно, что такой подход удваивает риски фактора и требует более тщательного анализа финансового состояния и клиента, и дебиторов. До кризиса о глубоком анализе рисков, в том числе со стороны дебиторов, факторы не задумывались. Но после прецедентов с невозвратами задолженности, а также банкротства одного из лидеров рынка ряд компаний стали уделять равное внимание оценке участников факторинговой сделки.
Как рассказывает директор представительства «НФК» в Санкт-Петербурге Сергей Васильев, в компании принципиально разделяют отделы по оценке клиентов и дебиторов. Это позволяет избежать смещения акцента в сторону покупателя либо поставщика. «Тем самым нивелируется влияние человеческого фактора на объективность вывода об уровне риска конкретной операции, — объясняет Васильев. — Если менеджер оценивает сделку в совокупности, он может сделать ставку на платежеспособность клиента при недостаточном качестве дебиторов. И наоборот. В нашем случае такой сценарий исключен».
В ожидании крепкого плеча
Факторы любят повторять, что их услуга подразумевает комплексную работу с дебиторской задолженностью клиента. Фактор в своих интересах ведет работу с покупателями клиента начиная с их оценки, установления лимита для каждого из них и заканчивая отслеживанием возврата платежей и напоминанием должникам о том, что время очередного платежа пришло. Но таким образом он снимает с клиента работу, связанную с возвратом дебиторской задолженности. Это одна из причин того, что факторинговая услуга стоит дороже банковского кредита.
В случае с безрегрессным финансированием у фактора, по сути, не остается выбора: теперь возврат долга — исключительно его забота и его риски. Но если речь идет о регрессе, то здесь декларация о комплексном управлении задолженностью дебиторов не всегда выражается в реальных действиях. «Комплексный подход к работе с дебиторкой у клиентов востребован, так как факторинг — это целый спектр услуг, а не только финансирование. Другое дело, что не все факторы предоставляют то, о чем заявляют. В этом плане бизнесу стоит внимательнее подходить к выбору компании», — размышляет Станислав Краснов.
Одна из задач, которые клиенты были бы рады переложить на плечи факторов, — разрешение проблем с неплатежами дебиторов в случае регрессного финансирования. Финансовый директор торгового дома «Союз» Сергей Исаченко отмечает, что в настоящее время многие факторы обещают взять на себя все функции в работе с дебиторами, но как только возникает проблема с неплатежами со стороны кого-либо из них, действия факторов ограничиваются несколькими звонками должнику и письменным уведомлением. «В итоге предприятию самому приходится решать все проблемы с должниками, привлекать своих сотрудников или сторонних юристов к ведению судебных дел и т. д., — продолжает он. — Думаю, компании (и мы — не исключение) готовы были бы в разумных пределах оплачивать издержки факторов на подобную работу с дебиторами. Ведь на данный момент мы оплачиваем и комиссию фактора, и услуги юристов».
Возможно, ужесточающаяся конкуренция подтолкнет факторинговые компании к воплощению комплексного подхода в управлении дебиторкой. Причем с целью не только увеличения лояльности клиента, но и повышения добавленной стоимости услуг.
Ольга ВЕЛИКАНОВА