Руководитель Федерального резервного банка Филадельфии Чарльз Плоссер является ярым противником либерализации денежной политики, проводимой главой ФРС США Беном Бернанке. В интервью Handelsblatt 63-летний Плоссер высказывает свое мнение о ситуации в экономике США, движении «Оккупируй Уолл-стрит» и долговом кризисе в Европе.
— Есть ли у США и ФРС инструменты для того, чтобы в кратчайшие сроки разогреть конъюнктуру и снизить уровень безработицы?
— Быстрых решений не существует. Если вы спросите предпринимателей, почему они никого не берут на работу, то они сошлются на царящую неуверенность. Они озабочены положением дел в Европе, нестабильностью финансовых рынков, ситуацией с налогообложением в США, перспективой ужесточения регулирования и еще многими другими вещами. И самым лучшим стало бы сейчас снижение уровня неуверенности. Правительство должно убедить общество, что мы, в США, способны взять бюджетную ситуацию под контроль.
— Вы полагаете, что нынешний конгресс на это способен?
— Не знаю. Два года тому назад президент создал комиссию, которая сформулировала целый ряд предложений. Речь шла о том, чтобы упростить налоговое законодательство, расширить базу налогообложения и исключить возможности для списания — все это могло бы повысить эффективность нашей налоговой системы. Кроме того, речь шла и том, как нам вернуться в русло стабильной бюджетной политики. Вот эти предложения и следовало бы использовать в качестве базы для достижения единства.
— ФРС уже довольно долго пытается оживить конъюнктуру с помощью дешевых денег, но, похоже, положительного результата это не дает. Вы не разочарованы?
— Конечно, мы были бы рады, если бы проводимая нами либерализация денежной политики принесла более значимые результаты. Но, похоже, этого не случилось, и поэтому, действительно, можно говорить об определенной доле разочарования.
— А в чем причины?
— Возможно, у нас нет необходимых инструментов денежной политики, чтобы излечить заболевания, которыми страдает наша система. Нам необходимо не только понимать, что денежная политика может, но и осознавать, чего она не может. Если врач ошибется в диагнозе, то он может ухудшить положение больного.
— Похоже, что внутри ФРС единства по поводу диагноза нет. Глава ФРС Бен Бернанке утверждает, что выздоровление экономики
— Его обеспечат обычные механизмы выздоровления экономики. Согласен, что результаты первых двух кварталов этого года оказались ниже ожидаемых, но на то имелись вполне очевидные причины: снежные ураганы на Восточном побережье США, природная катастрофа в Японии, народные восстания на Ближнем Востоке и рост цен на нефть. Ну и возвращение кризиса в Европу. Надо спросить себя, как отреагирует экономическая конъюнктура, если подобных шоков не будет. Полагаю, что тогда наш экономический рост вернется на уровень 2,5—3%.
— Вы являетесь своего рода лидером оппозиции внутри ФРС США, выступающей против дальнейшей либерализации денежной политики. Почему?
— Инфляции в обозримом будущем я не опасаюсь, но экономисты должны понять, что процесс, в результате которого возникает инфляция, очень тесно связан с тем, насколько велико доверие к центробанку в том, что он способен удержать инфляцию под контролем. ФРС имеет в этом отношении хороший имидж, и мы обязаны сохранить его.
— Говоря об опасности инфляции в США, большинство имеет в виду прежде всего программы ФРС по покупке облигаций.
— Мы создали громадный потенциал для развития инфляции. В банковской системе накоплено 1,5 трлн долл. наличности. Сейчас никакой проблемы в этом нет, но если конъюнктура улучшится и эти резервы хлынут в экономику в виде кредитов, то это станет своего рода горючим для воспламенения инфляции. И до тех пор, пока мы в состоянии держать ситуацию под контролем и прежде всего пока общество верит в то, что мы в состоянии это контролировать, причиной инфляции это в будущем не станет.
— Каково ваше отношение к движению «Оккупируй Уолл-стрит»?
— Полагаю, что американцы привыкли громогласно озвучивать то, что их беспокоит. Думаю, что у разных людей и группировок имеются различные требования. Мне кажется, общей платформы там не существует. В США имеет место растущая обеспокоенность по поводу распределения благосостояния. Большинство экономистов полагают, что основными факторами обеспечения дохода являются образование и квалификация. Полагаю, что нам нужно позаботиться именно об этом.
— Если обратить взор на события по другую сторону Атлантики, какая главная ошибка привела, по вашему мнению, к кризису евро?
— Критиковать европейцев я не хочу, так как им предстоит решить трудную проблему. В преддверии введения единой европейской валюты звучало достаточно предупреждений о том, что весь этот проект может рухнуть, если будут отсутствовать механизмы обеспечения бюджетной дисциплины. Европа столкнулась с политической, а не с экономической проблемой.
63-летний Чарльз Ирвинг Плоссер возглавляет в ФРС США группу так называемых «ястребов», выступающих за проведение центробанком антиинфляционной политики. Как глава ФРБ Филадельфии (с 2006 года) он входит в состав комитета по открытому рынку ФРС. В ходе двух последних заседаний комитета
Handelsblatt, перевод Александра ПОЛОЦКОГО