Разрешить европейский кризис — все равно что пробежать марафон, заявила сегодня канцлер Германии Ангела Меркель: это длительный процесс и победит тот, кто распределит силы на всю дистанцию. Но некоторые меры нужно принимать быстро, уверена канцлер. Необходимо как можно скорее изменить договор Европейского союза, чтобы законодательно ввести правила, создающие фискальный союз в еврозоне, заявила сегодня Меркель, выступая в бундестаге.
Еврозона столкнулась не с долговым кризисом, а с кризисом доверия, на преодоление которого уйдут годы, считает Меркель. В понедельник она встречается с президентом Франции Николя Саркози, чтобы подготовить план реформ к саммиту европейских лидеров 9 декабря. План будет направлен на создание «стабильного союза» 17 стран еврозоны, предполагающего жесткие нормы бюджетной дисциплины и санкции за их неисполнение, а также наднациональный надзор за бюджетами стран. Нормы должны быть обязывающими, а санкции применяться автоматически, настаивает Меркель.
«Мы отправляемся в Брюссель с намерением изменить договор ЕС, — заявила Меркель, выглядевшая мрачно в своем черном костюме и говорившая, практически не отрываясь от лежащего перед ней текста, передает корреспондент Financial Times. — Наша цель — фискальный союз, который вводит как бюджетную дисциплину среди своих членов, так и необходимые инструменты для эффективной борьбы с кризисом».
«Мы не просто говорим о стабильном союзе. Мы начинаем создавать его», — добавил она.
Накануне вечером Саркози, выступая во французском парламенте, тоже говорил о необходимости жесткого контроля за национальными бюджетами. Президент подтвердил готовность Франции действовать вместе с Германией и заявил о готовности своей страны пожертвовать частью суверенитета, чтобы обеспечить более гармоничную экономическую политику в странах еврозоны.
Но пока политики будут договариваться и реализовывать свои планы,
Меркель выступает категорически против привлечения ЕЦБ к решению долговых вопросов, и сегодня она в очередной раз заявила об этой своей позиции. ЕЦБ и суды — единственные институты, не лишившиеся доверия в кризис, заявила она: «Доверие к этим двум институтам — судам и центробанкам — огромная ценность нашей демократии, и наша задача — защищать и сохранять их».
Михаил ОВЕРЧЕНКО