Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России обнародовал информацию о состоянии автомобильного рынка в нашей стране. Согласно данным комитета, наши соотечественники за первое полугодие 2007 года приобрели более 720 тысяч автомобилей иностранных марок. За такой же период прошлого года было продано всего 423 тысячи иностранных автомобилей. Рост по сравнению с первым полугодием 2006 года составляет 70%, и эта цифра оказалась выше самых смелых ожиданий экспертов.
По стоимости проданных автомобилей исконно отечественные марки машин прочно находятся в аутсайдерах. Так, согласно информации от PricewaterhouseCoopers, за первое полугодие этого года россияне приобрели «отечественных иномарок», то есть продукции автосборочных производств иностранных концернов на территории России, на 2,8 миллиарда долларов. Стопроцентно российских автомобилей за этот же период продано на 2,4 миллиарда долларов. Что же касается настоящих иномарок, то тут цифра и вовсе космическая: за полгода их продано на 13 миллиардов долларов.
Исходя из вышеприведенных цифр, видно, что отечественный рынок для иностранных автопроизводителей приобретает все большее значение. Практически у всех крупных мировых автомобильных концернов наша страна входит в первую десятку рынков сбыта с самым большим объемом спроса.
Многие из тех концернов, которые уже достаточно давно работают на российском рынке, занимаются расширением модельного ряда производимых автомобилей. Так, например, в скором времени до 125 тысяч автомобилей в год расширит свое производство завод Ford во Всеволожске. Это произойдет за счет постановки на конвейер нового Mondeo, больше выпускать будут и модель Focus. Вполне возможно, что планы расширения производства были приняты в том числе и
Концерн Chevrolet реализовал на российском рынке 84,4 тысячи автомобилей. В отличие от Ford, который основной объем производства набирает за счет Focus, модельный ряд Chevrolet шире — Lanos украинской сборки, корейские Lacetti и Aveo и внедорожник Niva Chevrolet. На третьем месте Toyota, продавшая за первые шесть месяцев 2007 года 72,3 тысячи машин.
Дальнейший рост продаж, а с ним и очереди на автомобили самых популярных в России марок, неизбежны. Сегодня, например, взять автокредит можно практически без проблем. Для банков этот вид деятельности достаточно выгоден, так как машина, а точнее, ее ПТС, остается в залоге у банка. Поэтому сегодня кредиты выдаются уже без первоначального взноса, а срок выплат по некоторым видам автокредита составляет больше 5 лет. Перспективы у этого вида кредитования велики — не так давно уже получил лицензию первый в России напрямую связанный с автопроизводителем банк Toyota Bank. На подходе выдача лицензий банкам концернов DaimlerChrysler и BMW.
Однако, несмотря на такую радужную картину, для банков существует целый ряд рисков. Достаточно быстрыми темпами растет объем непогашенной задолженности. По данным аналитического обзора агентства «РусРейтинг», доля таких долгов, приходящаяся на автокредиты, увеличилась с 7—8 процентов в первом полугодии прошлого года до 12 процентов в начале 2007 года.
Да и сами граждане, судя по данным социологических опросов, несколько охладевают к кредитам. Согласно данным фонда «Общественное мнение», доля тех, кто заявлял, что брал кредит в последние несколько лет, уменьшилась с 39 до 35 процентов по сравнению с прошлым годом. Справедливости ради стоит сказать, что ряд банков не согласны с этими данными.
По мнению экспертов, такая ситуация будет наблюдаться как минимум до 2009 года, когда практически все крупные автомобильные концерны мира будут иметь на территории России сборочные производства. Пока же отечественный автомобильный парк далек от насыщения: в среднем в России на 1 тысячу человек приходится 200 автомобилей, в то время как в Европе этот показатель равен 400 машинам на 1 тысячу жителей, а в США — 750 машинам на 1 тысячу человек. При этом исконно отечественные марки автомобилей будут вынуждены уступать свою долю рынка.
Тарас ФОМЧЕНКОВ