Добросовестным инвесторам в стартапы на банковском рынке облегчат выход с него: Минфин отменяет действовавший 15 лет законодательный запрет на выход из банка его учредителей в течение первых трех лет деятельности. Это приблизит Россию к членству в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и на фоне внутренней политической нестабильности несколько улучшит инвестиционный климат в банковском секторе, считают эксперты.
Вчера Минфин опубликовал на официальном сайте для антикоррупционной экспертизы проект изменений к закону «О банках и банковской деятельности». Они исключают из текста закона норму, запрещающую учредителям банка выходить из состава его участников в течение первых трех лет со дня государственной регистрации кредитной организации. Этот запрет был установлен еще в 1996 году, с тех пор соответствующая норма не менялась. На текущий момент ограничение, призванное в момент становления российской банковской системы поддержать ее устойчивость, устарело, констатировал Минфин.
«Введение указанного ограничения в период становления банковской системы Российской Федерации было обусловлено необходимостью создания более надежных условий деятельности банка как особой организации, обеспечивающей интересы большого числа клиентов, повышение ответственности его учредителей и обеспечение их заинтересованности в получении экономических выгод от функционирования банка в долговременной перспективе, а не использование его для решения собственных финансовых проблем, возникших на момент учреждения банка»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту. «Сейчас у Банка России есть гораздо более эффективные, чем 15 лет назад, инструменты оценки финансового состоянии крупных (с долей свыше 20%) собственников банка, к которым в будущем добавятся и механизмы контроля за их деловой репутацией»,— отметил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.
Кроме технического исключения из закона устаревших инструментов контроля за движением банковского капитала, поправки преследуют и еще одну далеко не техническую цель — устранить один из барьеров для вступления России в ОЭСР. «В текущей редакции закона есть несоответствие с правилами движения капитала, установленными для стран — членов ОЭСР, запрет на ликвидацию инвестиций в них отсутствует,— пояснил господин Сухов.— В рамках обсуждения вопроса вступления в ОЭСР Россия выразила готовность это ограничение отменить, сейчас это обещание начало реализовываться». Среди прочих обещаний, по его словам, фигурирует придание большей транспарентности позиции России по двум другим принципиальным вопросам, касающимся банковского сектора. «Речь о запрете на открытие иностранными банками филиалов в России и размере квоты на участие иностранного капитала в российской банковской системе,— пояснил господин Сухов.— Эти моменты предлагается четко зафиксировать в законодательстве».
Отмена временных ограничений на движение банковского капитала положительно повлияет и на инвестиционный климат России, считают эксперты. «Учитывая не самую стабильную политическую обстановку в России, необходимость замораживать на три года инвестиции в банковские стартапы в России является дополнительным негативным фактором для инвесторов,— говорит директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов.— Отмена этого требования сделает банковский бизнес более привлекательным».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА