Сегодня в ходе торгов курс китайской валюты по отношению к доллару достиг семнадцатилетнего максимума. Столь серьезному укреплению юаня способствовало совместное решение политических лидеров КНР и Японии поддерживать внешнюю торговлю национальными валютами.
В понедельник, 26 декабря, в ходе торгов курс юаня по отношению к американской валюте вырос на 0,12% и составил 6,3 за $1. Эта отметка оказалась самой высокой с конца 1993 года.
Курс китайской валюты по отношению к американской растет на фоне заявления политических лидеров КНР и Японии о начале использования национальных валют в двусторонней торговле, свидетельствуют данные торгов.
Заметим, что в данном случае речь идет о том, что отныне эти страны постараются обойтись без долларов и стимулировать развитие валютного рынка для компаний, участвующих в обмене.
При этом, как заявляют представители правительства Японии, стимулирование прямой торговли иена-юань должно уменьшить валютные риски и торговые расходы двух стран.
Для Китая рост национальной валюты в мировых финансах выступает элементом косвенного подавления внутренней инфляции, объясняют эксперты.
Золотовалютные резервы Народного Банка Китая приближаются к $3 трлн или более 50% ВВП страны. Будь, к примеру, у США такие же резервы в пропорции к ВВП, их размер составил бы $7,5 трлн, подчеркивают они.
«Китай печатает юани для обмена на поступающие доллары в целях балансировки курса, поддержки экспортеров, но в экономике параллельно образуется значительный «навес» денежной базы, который отыгрывается весьма активным ускорением инфляции даже при небольшом росте кредитных ставок», — сказал Firstnews главный экономист УК Финам Менеджмент Александр Осин.
В связи с этим Китай крайне заинтересован в реэкспорте капитала и в активном продвижении этой политики в ближайшие годы, добавил Александр Осин. Так, например, уже отмечена китайская экономическая экспансия в Европе.
На очереди новые раунды активизации китайских инвестиций в страны бывшего СССР, Африку. Таким образом, роль КНР как эмитента мирового средства платежа, расчетов и хранения сбережений растет.
При этом, как рассчитывает правительство КНР, к 2016 году одна треть всех внешнеторговых операций КНР будет проводиться в юанях.
Однако, несмотря на столь высокую амбициозность китайского правительства, играть в мировой экономике ту же роль, что и доллар, в ближайшей перспективе юань вряд ли будет, полагают эксперты.
Причиной этому служит тот факт, что в настоящий момент обеспеченность китайской валюты определяется имеющимися резервами КНР, которые хранятся в казначейских облигациях США.
Кроме того, путь юаня к резервной валюте сложен в связи с тем, что рост «периферии», как правило, сдерживается, поскольку однополярная система слишком рискованна для мировой экономики.
Тем не менее, эксперты не оспаривают того факта, что перспективы у юаня для этого очень хорошие.
«Вероятнее всего, в будущем юань как валюта станет более гибким, и в связи с этим можно ожидать продолжения его укрепления», — сказал Firstnews Алексей Матросов, руководитель аналитического отдела ГК Broco.
При этом эксперт заметил, что в ближайшие годы влияние китайской валюты может резко вырасти в азиатском регионе, в связи с чем неизбежно будет потеснен доллар.
Схожей точки зрения придерживается Александр Осин из Финама. По его словам, долгосрочное будущее юаня — это достойное место в числе нескольких ведущих мировых резервных валют.
Дальнейшие перспективы юаня высоко расценивают и представители российских банков. Как ранее писал Firstnews, в последнее время финансовые институты стали активно предлагать своим клиентам проведение операций в китайской валюте.
«Безусловно, рано или поздно юань станет мировой резервной валютой. На данный момент тенденция идет именно в эту сторону. Однако ждать этого стоит в достаточно долгосрочной перспективе — в пределах 8—10 лет», — сказал Firstnews Александр Гребенко, гендиректор компании «Кредитный и финансовый консультант».
Кстати
С начала года курс юаня по отношению к доллару вырос на 4,3%.
Справка
Китай является крупнейшим торговым партнером Японии с оборотом в 26,5 трлн иен ($340 млрд.) в прошлом году. Заметим, что за десять лет этот показатель был увеличен с 9,2 трлн иен.
Диана МАНУКЯН