В конце прошлой недели мин экономразвития и минфин, уладив последние разногласия, внесли в правительство документы о Банке развития. Об этом журналистам рассказал директор департамента финансовой политики министерства финансов Алексей Саватюгин.
Новый банк будет на особом положении. Банку развития запрещается работать с деньгами вкладчиков — физических лиц. Государству он нужен для финансирования дорогостоящих инфраструктурных проектов в таких приоритетных отраслях, как авиастроение, судостроение, электроника, дорожное строительство, строительство объектов энергетики, включая атомную. Банк также займется привлечением иностранного капитала в модернизацию экономики, поддержкой российского экспорта. Напомним, что государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» создается на базе Внешэкономбанка (ВЭБ), с последующим присоединением к нему Российского банка развития и Росэксимбанка. Основным документом, который предстоит утвердить правительству, по словам Саватюгина, является меморандум о финансовой политике банка. В меморандуме прописаны 4 принципа деятельности новой финансовой организации — публичность, отсутствие конкуренции с частными финансовыми институтами, безубыточность («Банк не будет участвовать в заведомо убыточных проектах», — подчеркнул Саватюгин), а также его экологическая и социальная ответственность. В распоряжении Банка развития для начала будет около 250 миллиардов рублей. Но финансирование проектов будет проходить с некоторыми ограничениями. Банк, например, сможет выполнять те банковские операции, которые необходимы для реализации только крупных инвестиционных проектов стоимостью не менее 1 миллиарда рублей и окупаемостью не более 5 лет. Доля среднесрочных и долгосрочных кредитов в портфеле Банка развития должна быть не ниже 80 процентов. Что касается финансирования малого и среднего бизнеса, то банк не будет заниматься такими предприятиями. Зато, по словам Саватюгина, согласно меморандуму госкорпорация для управления ликвидностью будет иметь возможность приобретать ценные бумаги на организованном рынке внутри страны, а также получит статус агента правительства по обслуживанию внешнего долга и государственной компании по управлению накопительной частью пенсионных средств. И еще нюанс. Банк развития будет обладать своеобразным иммунитетом — на него не распространяются положения законодательства о банках и банковской деятельности. Курировать банк будет правительство и лично премьер-министр, а также Наблюдательный совет.
Между тем в конце прошлой недели минфин обозначил и финансовую политику государства в отношении его долей в акционерном капитале «прогосударственных» Россельхозбанка, «Росгосстраха», Сбербанка и ВТБ. По мнению Алексея Саватюгина, не исключено, что в будущем эти доли снизятся.
«Но этот вопрос не ближайшего времени, а стратегическая линия, длительный процесс», — подчеркнул Саватюгин. По его словам, необходим переходный период, так как, например, Россельхозбанк выполняет важную социальную функцию, обеспечивая доступность населения к банковским услугам в тех регионах, где не хотят работать частные коммерческие банки. Что касается присутствия государства на рынке ценных бумаг, то Саватюгин отметил, что там доля государства невелика, хотя Банк России и присутствует в капитале Межбанковской валютной биржи, а также в региональных валютных биржах. По его данным, уже есть «решения по выходу Банка России из этих структур, хотя дискуссии пока не закончены».
Татьяна ЗЫКОВА