На прошлой неделе Банк России предложил банкам для обсуждения проект инструкции о порядке осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами, которая объединит три действующих сейчас нормативных акта. Новый документ вряд ли понравится участникам рынка — прописанные в нем нормы увеличат объем отчетности для резидентов и потребуют от банков создавать досье на своих клиентов.
Проект инструкции «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления резидентами паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и осуществления контроля за их проведением» ЦБ разместил на своем сайте на прошлой неделе. По словам одного из сотрудников ЦБ, новый документ заменит сразу три нормативных акта: инструкции 117-И,
Банкиры говорят, что нормативные акты
Эксперты опасаются, что новые требования не только увеличат объем предоставляемой информации для резидентов, но и создадут проблемы для самих банков. «Из банка как финансового учреждения хотят сделать еще информационный и документальный банк данных»,— недовольна начальник управления валютного контроля и документарных операций банка «Электроника» Оксана Чеботарева. А вице-президент компании ФБК Алексей Терехов обратил внимание, что «новые правила требуют предоставления информации о месте жительства, что может вступить в противоречие с законом О коммерческой тайне, который дает право индивидуальным предпринимателям определять самим перечень и состав информации, входящих в понятие коммерческая тайна».
И хотя 96-страничный документ еще не изучен специалистами в полном объеме, банкиры нашли в проекте несколько приятных сюрпризов. Так, ЦБ решил изменить порог суммы для сделок, требующих оформления паспорта, повысив его с $5 тыс. до $20 тыс. По мнению старшего вице-президента Связь-банка Полины Киселевой, это является безусловным плюсом даже с учетом небольшого объема таких операций.
Так или иначе, оценить эффективность нового документа в полной мере банкиры смогут, лишь применив его нормы на практике. «Поскольку изменения не носят глобального характера, говорить о том, насколько и кому они удобны, можно будет только после того, как они начнут действовать»,— считает директор международных расчетов и валютного контроля Номос-банка Дарья Гончарова. Ожидать этого раньше следующего года, когда инструкция вступит в действие, не стоит.
Руслан ШАРИПОВ