Контроль над финансовыми потоками нерадивых должников стал более строгим. Банки обязали блокировать на счетах своих клиентов, в отношении которых есть вступившее в силу соответствующее решение суда, не только имеющиеся средства, но и поступления на счет, а также суммы задолженности «незамедлительно». В новом году злостные неплательщики могут столкнуться с тем, что их зарплата, попав на счет в банке, уменьшится наполовину.
Вчера глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков в ходе пресс-конференции заявил о том, что судебные приставы получили право требовать от банков приостанавливать операции с денежными средствами на счетах должников до тех пор, пока сумма поступлений на счет не покроет задолженность, согласно постановлению пристава на основании исполнительного документа. Под арест попадают и зарплатные накопления должника, в том числе до 50% суммы очередного поступления по зарплате. Соответствующие изменения в закон «Об исполнительном производстве» были приняты в декабре прошлого года и вступили в силу 1 января.
До сих пор арест на новые поступления должника накладывался только при непосредственном обращении получателей истребуемых средств в банк с исполнительным листом. Если же средства приходил арестовывать пристав, на счете блокировалась только сумма, имевшаяся на счете должника в момент обращения. Если она оказывалась меньше требуемой по исполнительному листу, пристав вынужден был через какое-то время снова идти в банк с новым постановлением в надежде, что счет должника пополнился.
При этом в случае недостатка средств на счете банк поступал по своему усмотрению: отчитывался перед приставом в том, что блокировать необходимую сумму невозможно; выполнял требование частично или по своей инициативе ожидал поступления средств на счет и блокировал их. Поправки придают закону определенность. «То, что теперь в законе «Об исполнительном производстве» четко закреплен «накопительный режим» ареста денежных средств должника, находящихся в кредитной организации, можно оценить положительно»,— констатирует первый заместитель директора юридического департамента Промсвязьбанка Лариса Валуева. «До принятия поправок судебная практика была довольно противоречивой: банки поступали, как считали необходимым, исходя из своего понимания требований закона,— указывает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев.— Теперь же норма четко прописана».
С другой стороны, если раньше банк должен был производить блокировку счета в течение трех дней с даты получения постановления, то теперь этот срок отводится для того, чтобы отчитаться перед приставом, а сам счет предписывается блокировать незамедлительно. Для получателя средств эта мера не имеет принципиального значения, она влияет только на деятельность банка. «Судебное производство по делам юридических лиц, как правило, длится не один месяц, поэтому сокращение срока блокировки счета на два дня не играет никакой роли»,— уверен партнер адвокатского бюро «Линия права» Дмитрий Крупышев. Однако такому требованию может помешать внутренний распорядок кредитной организации: зачастую решение о приостановлении операций по счетам клиентов требуют подписи первых лиц банка. «Полагаю, что слово «незамедлительно» в законе следует понимать как день получения постановления,— поясняет Александр Голубев.— Неизвестно, успеет ли банк выполнить распоряжение в конце рабочего дня или в случае отсутствия на месте лиц, уполномоченных давать добро на подобные меры». С другой стороны, полагает господин Голубев, недобросовестные банки лишатся возможности предупреждать клиентов о предстоящем аресте средств и способствовать таким образом экстренному изъятию средств должником до блокировки счета. «В рамках правового поля снятие средств должником невозможно уже после получения банком постановления пристава, при этом в законодательстве появилось более конкретное указание на сроки блокировки»,— указывает Дмитрий Крупышев, добавив, что под «незамедлительным» необязательно понимается срок один день.
Ольга ШЕСТОПАЛ