О том, как непросто предприятию малого бизнеса получить кредит в банке, говорят все, давно и много, особенно если речь заходит о компании, которая не может предоставить банку хорошего обеспечения. Но банковские кредиты — далеко не единственный способ получить финансирование для малого и среднего бизнеса (МСБ). Все более популярным вариантом привлечения средств становится факторинг, когда в качестве обеспечения используется дебиторская задолженность крупного предприятия или торговой сети.
Кризис и годы финансовой нестабильности сделали бизнесменов умнее и осторожнее, заставили многих ответственно относиться к кредитным рискам. Рост информированности о других, отличных от кредитов, способах привлечения ресурсов делает факторинг все более популярным среди МСБ.
Особенно привлекательна эта услуга для предприятий сферы торговли и услуг, ведь большинство из них работает на арендованных площадях, а зачастую и на арендованном оборудовании. Это значит, что они не могут ничего предложить в обеспечение по кредиту. Но зато клиентами многих являются крупные предприятия и торговые сети, чья дебиторская задолженность вполне может быть использована в качестве залога.
По сложившейся практике, крупные торговые компании и супермаркеты рассчитываются с партнерами-поставщиками товаров не сразу. Но поставщик не может ждать месяц-два (а у наиболее крупных сетей отсрочки доходят и до 90 дней), деньги нужны ему сейчас. На помощь приходит факторинг.
Компания-поставщик продает банку (или специальной факторинговой компании) дебиторскую задолженность торговой фирмы, куда она поставила товар. Банк перечисляет ей аванс в размере 75—90% стоимости товара. Когда наступает срок платежа, дебитор перечисляет оговоренную за поставку товара сумму на факторинговый счет компании в банке. После чего банк отправляет деньги поставщику за вычетом ранее предоставленного аванса и процентов.
Сделка выгодна всем: поставщик быстро получает оборотные средства, торговая сеть — возможность растянуть выплату задолженности за поставленный товар на больший срок, банк — комиссионный и процентный доход.
Кроме того, у торговых сетей благодаря факторингу появляется возможность увеличить объемы закупок, они могут расширять ассортимент, формировать запасы товаров на складе и быть уверенными, что поставщики будут и впредь регулярно поставлять товар на склад, не опасаясь просрочек. Более длительная отсрочка платежа позволяет сетям проводить более гибкую политику по отношению и к своим покупателям.
Для компаний МСБ факторинг — это минимизация рисков в работе с дебиторами. С его помощью поставщики, работающие на условиях отсрочки платежа, решают проблему пополнения оборотных средств, получения денег на развитие бизнеса, привлечения новых клиентов. Поэтому сегодня этот инструмент становится одним из основных в финансовой политике компаний малого и среднего бизнеса.
Для них важно, что банк производит оплату сразу после предоставления ему документов об отгрузке товара или оказании услуг. Если компания поставляет продукцию с большой отсрочкой платежа, но не хочет так надолго оставлять дыру в балансе, факторинг станет лучшим для нее способом получения финансирования. С появлением этой услуги у предприятий МСБ отпадает необходимость отказывать своим покупателям
Факторинг бывает регрессным и безрегрессным. Последний предусматривает, что банк или факторинговая компания берет на себя все кредитные риски на случай отказа торговой сети от выплат за поставленный товар. А наличие регресса предполагает, что если дебитор откажется от выплаты задолженности, банк вправе потребовать и от дебитора, и от поставщика возврата выплаченной ему суммы с учетом факторинговой комиссии.
Безрегрессный факторинг позволяет поставщикам не тратить много сил и времени на то, чтобы самостоятельно отследить реальную платежеспособность своих дебиторов, а технология с регрессом хороша для компаний, имеющих постоянных и проверенных покупателей. Правда, ставки за обслуживание безрегрессного факторинга существенно выше, чем с правом регресса, и на российском рынке безрегрессный факторинг сейчас практически не предлагается.
Получить факторинговое финансирование предприятию легче и проще, чем кредит, в том числе и с процедурной стороны: не оценивается залог, гораздо меньше бюрократических тонкостей. Для банка преимуществом является более низкий по сравнению с классическим кредитованием риск невозврата: ведь обеспечением в этом случае является дебиторская задолженность, как правило, крупного клиента — большой торговой сети.
О популярности факторинга среди российских бизнесменов говорят и цифры. Согласно опросу Ассоциации факторинговых компаний, проведенному среди банков и фирм, на которые приходится около 99% объема рынка факторинга, по итогам 9 месяцев 2011 г. оборот этого рынка достиг 575 млрд рублей. К аналогичному периоду прошлого года рост составил почти 90%.
Эти цифры характеризуют повышенный интерес клиентов к факторинговым услугам. Все больше компаний, работающих с отсрочкой платежа, видят в факторинге наиболее быстрый и эффективный инструмент пополнения оборотных средств. Исходя из этих тенденций, перспективы развития рынка факторинга в России довольно успешные, и позитивная динамика, по мнению, экспертов, сохранится и в долгосрочном периоде.
Максим СОЛНЦЕВ, председатель правления СДМ Банка